Примеры предложений с деепричастным оборотом из художественной литературы

Деепричастный оборот составляет деепричастие с зависимыми словами. Приведем примеры предложений, в которых писатели используют деепричастный оборот, как средство выразительности и образности художественной речи.

Для начала вспомним что такое деепричастный оборот.

Как известно, основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Если в предложении имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным.

Чтобы сделать художественную речь выразительной и яркой, писатели и поэты в своем творчестве используют распространённые предложения, в которых фигурируют второстепенные члены предложения:

определения, дополнения и обстоятельства.

Такие предложения называются распространенными. В роли обстоятельства часто выступает деепричастный оборот. Писатели широко использовали его в своем творчестве.

Примеры предложений

Откроем «Записки охотника» И.С. Тургенева и убедимся, что писатель охотно использовал в своем творчестве деепричастные обороты.

Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор.

Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.

Толкуя с Хорём, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика.

Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и всё глядел да глядел на зарю…

Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружьё по-прежнему, возбуждая изумление зрителей искусством, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.

В поисках деепричастных оборотов обратимся к творчеству Н.В. Гоголя. Классик русской литературы не обошел их своим вниманием. Перелистаем страницы  сборника «Петербургские повести».

До самого полудня пролежал он, желая заснуть…

Все откинувши, все позабывши, сидел он с сокрушенным, с безнадёжным видом, полный только одного сновидения.

Взглянувши на офицера, он припомнил, как в мутном сне, происшествие вчерашнего дня.

Отметим наличие деепричастных оборотов в повести «Собачье сердце» М.Н. Булгакова.

Женщина посвистала, пощёлкала пальцами, и пёс, немного поколебавшись, последовал за ней.

Тотчас бесшумно исчез, а Филипп Филиппович, распростерши полы халата, сел за громадный письменный стол и сразу сделался необыкновенно важным и представительным.

Пес дремал, уложив голову на передние лапы.

— Я — красавец. Быть может, неизвестный принц-инкогнито, — размышлял пес, глядя на лохматого кофейного пса с довольной мордой, разгуливающего в зеркальных далях.

Оценив ошейник по достоинству, пес сделал первый визит в то главное отделение рая, куда до сих пор вход ему был категорически запрещен — именно в царство поварихи Дарьи Петровны.

Сохранить


Автор: russkiiyazyk.ru
Дата: 20.10.2016

ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *