Степени сравнения прилагательных в русском языке

Степени срав­не­ния свой­ствен­ны каче­ствен­ным при­ла­га­тель­ным. Степени срав­не­ния обра­зу­ют­ся как с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов, так и с помо­щью слов «более», «менее», «самый», «всех».

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют такой при­знак пред­ме­та, кото­рый может быть у него в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни. У при­ла­га­тель­ных выде­ля­ют две сте­пе­ни срав­не­ния:

  • срав­ни­тель­ную сте­пе­нь;
  • пре­вос­ход­ную сте­пе­нь.

По фор­ме каж­дая сте­пе­нь срав­не­ния может быть про­стой (состо­ит из одно­го сло­ва) и состав­ной (состо­ит из двух слов).

Степени сравнения прилагательных

Формы сравнительной степени прилагательных

Образование простой сравнительной степени

Прилагательное в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни пока­зы­ва­ет, что в том или ином пред­ме­те при­знак про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни, чем в дру­гом, напри­мер:

Сегодня лет­няя ночь была свет­лее вче­раш­ней.

Сравним:

А по зем­ле идет свет­лая ночь, рас­сти­ла­ет по косо­го­рам белые про­сты­ни (В. Шукшин).

В пер­вом пред­ло­же­нии опи­сы­ва­ет­ся лет­няя ночь, кото­рая была не про­сто свет­лая, как сооб­ща­ет рус­ский писа­тель В. Шукшин, а свет­лее, то есть при­знак пред­ме­та выра­жен более интен­сив­нее. Это дости­га­ет­ся с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -е, -ее. Так обра­зу­ет­ся про­стая срав­ни­тель­ная сте­пе­нь каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, напри­мер:

  • рез­кий — рез­че;
  • весе­лый — весе­лее;
  • полез­ный — полез­нее;
  • радост­ный — радост­нее;
  • хоро­ший — луч­ше;
  • пло­хой — хуже.

Схема сравнительной степени прилагательного (простая форма)

У неко­то­рых при­ла­га­тель­ных при обра­зо­ва­нии про­стой сте­пе­ни срав­не­ния меня­ет­ся корень сло­ва, то есть это суп­пле­тив­ные фор­мы.

У ряда слов про­ис­хо­дят кор­не­вые чере­до­ва­ния соглас­ных:

  • слад­кий — сла­ще;
  • чистый — чище;
  • жид­кий — жиже;
  • тихий — тише;
  • тон­кий — тонь­ше;
  • яркий — ярче;
  • звон­кий — звон­че;
  • близ­кий — бли­же;
  • глу­бо­кий — глуб­же.

Форма про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных может быть обра­зо­ва­на с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -е, -ее:

Прилагательные с при­став­кой по- свой­ствен­ны раз­го­вор­ной речи.

Прилагательные в фор­ме про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни — это неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У них не опре­де­ля­ет­ся чис­ло, род и падеж. 

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни высту­па­ют в роли ска­зу­е­мо­го или несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния:

Я тепе­рь скром­нее стал в жела­ньях (С. Есенин).

Дайте мне кни­гу (какую?) поин­те­рес­нее.

Также обра­тим вни­ма­ние, что неко­то­рые каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные не обра­зу­ют про­стой сте­пе­ни срав­не­ния:

сло­ва древ­не­го про­ис­хож­де­ния:

ран­ний, рья­ный, пра­вый, левый, гор­дый, сырой, вет­хий, роб­кий;

при­ла­га­тель­ные со зна­че­ни­ем цве­та:

голу­бой, мали­но­вый, серый;

назва­ния мастей живот­ных:

кау­рый, воро­ной, гне­дой;

сло­ва, обра­зо­ван­ные путем пере­хо­да отно­си­тель­ных при­ла­га­тель­ных в каче­ствен­ные или от гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов:

  •  -ск- дру­же­ский, коми­че­ский, чело­ве­че­ский, изде­ва­тель­ский, юмо­ри­сти­че­ский;
  • -ов-: дело­вой, огне­вой, пере­до­вой, бое­вой;
  • -н-: налив­ной, напуск­ной, нажив­ной, лиш­ний;
  •  -л-: хрип­лый, заго­ре­лый, рос­лый, уста­лый, жилой.

В неко­то­рых слу­ча­ях при­дет на помо­щь состав­ная срав­ни­тель­ная сте­пе­нь при­ла­га­тель­ных.

Образование составной сравнительной степени

Составная срав­ни­тель­ная сте­пе­нь при­ла­га­тель­ных обра­зу­ет­ся с исполь­зо­ва­ни­ем началь­ной фор­мы при­ла­га­тель­но­го (име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го числа муж­ско­го рода) и с помо­щью слов «более», «менее», напри­мер:

  • заго­ре­лый — более/менее заго­ре­лый;
  • уста­лый — более/менее уста­лый;
  • това­ри­ще­ский — более/менее това­ри­ще­ские отно­ше­ния.

Составные фор­мы при­ла­га­тель­ных име­ют более книж­ный харак­тер по срав­не­нию с про­сты­ми.

Образование превосходной степени сравнения прилагательных

Превосходная сте­пе­нь срав­не­ния при­ла­га­тель­ных пока­зы­ва­ет, что тот или иной пред­мет пре­вос­хо­дит осталь­ные пред­ме­ты по какому-либо при­зна­ку, напри­мер:

Ближайшая дерев­ня будет в пят­на­дца­ти кило­мет­рах отсю­да.

Мы счи­та­ем, что наши дово­ды самые убе­ди­тель­ные.

Рассматриваемая сте­пе­нь срав­не­ния при­ла­га­тель­но­го так­же име­ет про­стую и состав­ную фор­му.

Простая фор­ма пре­вос­ход­ной сте­пе­ни обра­зу­ют­ся суф­фик­саль­ным путем при­со­еди­не­ния к осно­ве сло­ва фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -ейш-, -айш-:

  • умный — умней­ший;
  • кра­си­вый — кра­си­вей­ший;
  • близ­кий — бли­жай­ший;
  • креп­кий — креп­чай­ший.

Понаблюдаем, что суф­фикс -айш- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии фор­мы при­ла­га­тель­но­го с осно­вой на зад­не­языч­ные соглас­ные «г», «к», «х»:

  • низ­кий — нижай­ший поклон;
  • стро­гий — стро­жай­ший запрет.

Укажем труд­ные фор­мы при­ла­га­тель­ных:

  • доро­гой — дра­жай­ший;
  • корот­кий — крат­чай­ший;
  • тяжё­лый — тяг­чай­ший.

Для уси­ле­ния пре­вос­ход­ной сте­пе­ни ино­гда исполь­зу­ет­ся при­став­ка наи-, кото­рая под­чер­ки­ва­ет высо­кую, до пре­де­ла сте­пе­нь каче­ства пред­ме­та, напри­мер:

  • умный — наи­ум­ней­ший;
  • силь­ный — наи­силь­ней­ший;
  • хоро­ший — луч­ший — наи­луч­ший.

Составная форма превосходной степени прилагательных

Её род­нит с про­стой состав­ной срав­ни­тель­ной сте­пе­нью, что она так­же скла­ды­ва­ет­ся из началь­ной фор­мы при­ла­га­тель­но­го (един­ствен­ное чис­ло, муж­ской род, име­ни­тель­ный падеж), но её обра­зу­ют дру­гие сло­ва — «самый», «наи­бо­лее», «наи­ме­нее», напри­мер:

  • лег­кий — самый лег­кий, наиболее/наименее лёг­кий;
  • груст­ный  — самый груст­ный, наиболее/наименее груст­ный.

Это пер­вый спо­соб обра­зо­ва­ния пре­вос­ход­ной сте­пе­ни срав­не­ния. Существует и вто­рой:

срав­ни­тель­ная сте­пе­нь при­ла­га­тель­но­го + сло­во «всех» (фор­ма роди­тель­но­го паде­жа место­име­ния «все»), напри­мер:

  • инте­рес­ный — инте­рес­нее всех;
  • гром­кий — гро­мче всех;
  • сла­бый  — сла­бее всех.

Прилагательные в фор­ме пре­вос­ход­ной сте­пе­ни срав­не­ния изме­ня­ют­ся по чис­лам, родам и паде­жам.

Самым уди­ви­тель­ным в этом лесу был не зим­ний дуб, а малень­кий чело­век в раз­но­шен­ных вален­ках (Ю. Нагибин).

О самой груст­ной поре листо­па­да рус­ски­ми поэта­ми сло­же­но мно­же­ство пре­крас­ных сти­хов.

Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных

Несоблюдение мор­фо­ло­ги­че­ских норм обра­зо­ва­ния срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных вызы­ва­ет  воз­ник­но­ве­ние подоб­ных рече­вых оши­бок:

  • эта лен­та крас­нее этой;
  • эта кон­фе­та сла­же той вме­сто сла­ще;
  • пла­тье ока­за­лось корот­ко­ва­тее вме­сто коро­че;
  • твой голос звон­чее вме­сто звон­че;
  • харак­тер твер­дее вме­сто твер­же;
  • ты более умнее вме­сто более умный;
  • фор­вард более быст­рее вме­сто более быст­рый;
  • выво­ды более глуб­же вме­сто более глу­бо­кие;
  • кисель стал более жиже вме­сто более жид­ким;
  • это самая извест­ней­шая мело­дия вме­сто самая извест­ная;
  • самый тон­чай­ший намёк вме­сто самый тон­кий намёк.

С точ­ки зре­ния мор­фо­ло­ги­че­ской нор­мы рус­ско­го язы­ка недо­пу­сти­мо соеди­нять фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной и состав­ной сте­пе­ней в одну.

Неправильно гово­рить:

  • более луч­шие усло­вия;
  • более худ­шие при­выч­ки.

Проверь себя

Укажем номе­ра пред­ло­же­ний, в кото­рых явля­ет­ся пра­виль­ным пер­вый вари­ант отве­та:

  1. Наши свя­зи с рос­сий­ски­ми вуза­ми ста­но­вят­ся (более креп­ки­ми, более креп­че).
  2. (Ближейший, бли­жай­ший) мед­пункт нахо­дит­ся в кило­мет­ре от нас.
  3. Новое пла­тье (более коро­че, коро­че), чем то, что было на мне вче­ра.
  4. Эти фак­ты тре­бу­ют (само­го серьёз­но­го, само­го серьёз­ней­ше­го) ана­ли­за.
  5. Артист цир­ка смог выпол­нить (более слож­ней­ший, более слож­ный) трюк без дуб­лей.
  6. В исто­рии фигур­но­го ката­ния эта пара сыг­ра­ла (самую важ­ней­шую, самую важ­ную) роль.
  7. Яркие жёл­тые тюль­па­ны (более радост­нее, радост­нее) в лучах весен­не­го солн­ца.
  8. Вторая часть рома­на (менее инте­рес­ная, менее инте­рес­нее).

Видеоурок

Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *