Как вас зовут?

Если спро­сить любо­го чело­ве­ка, как его зовут, то, конеч­но, в ответ он назо­вет своё имя: Светлана, Борис, Иван, Сергей, Елена. А что обо­зна­ча­ют эти име­на? Как они появи­лись? Почему выби­ра­ют имен­но такие име­на, а не дру­гие? Думается, что эти вопро­сы не раз воз­ни­ка­ют у каж­до­го из нас. Интерес людей к сво­е­му име­ни, навер­ное, не угас­нет нико­гда.

Изучением имен зани­ма­ет­ся нау­ка оно­ма­сти­ка — одна из самых моло­дых линг­ви­сти­че­ских дис­ци­плин.

Роль имени в жизни человека волновала людей всегда.

Давно это было. Без мало­го тыся­чу лет назад, в 989 году киев­ский князь при­вез из Византии на Русь несколь­ко духов­ных лиц, слу­жи­те­лей хри­сти­ан­ской церк­ви. По его при­ка­зу всех идо­лов сбро­си­ли в реку или сожгли. Все насе­ле­ние столь­но­го гра­да от мала до вели­ка кре­сти­ли в реке. Так на Русь при­шли ино­зем­ные име­на вме­сто сво­их, при­выч­ных  рус­ско­му уху:

Бык, Ворона, Дубина, Милава, Несмеяна, Красава, Нечай , Грязной.

Древнее рус­ское имя было свое­об­раз­ной харак­те­ри­сти­кой чело­ве­ка. Оно дава­лось чело­ве­ку как при­ме­та, по кото­рой мож­но было отли­чить его сре­ди дру­гих людей. В одних слу­ча­ях чело­век харак­те­ри­зо­вал­ся по внеш­но­сти:

Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш;

в дру­гих — по  душев­ным каче­ствам:

Добр, Умник, Храбр, Горд, Молчан, Дурак, Боян;

по месту в семье:

Первый, Второй, Друган, Третьяк, Ждан, Нечай, Меньшак, Старшой.

Не удив­ля­ем­ся, что мать с отцом назы­ва­ют мла­ден­ца име­на­ми Косой, Рябой, Дурак или Нечай. Это явно имена-обереги от злых духов, что­бы те не про­зна­ли про ребен­ка и не при­чи­ни­ли ему вре­да или про­сто не обра­ти­ли на него вни­ма­ние.

В Древней Руси вери­ли в то, что вме­сте с име­нем чело­ве­ку мож­но пере­дать и те свой­ства, кото­рые заклю­че­ны в его зна­че­нии (Храбр, Добрыня, Умной, Красава, Ярослав), либо те каче­ства, кото­ры­ми обла­дал его покой­ный тёз­ка. Считалось, что не сле­ду­ет сооб­щать свое имя незна­ко­мо­му чело­ве­ку, что­бы не ока­зать­ся под вли­я­ни­ем кол­дов­ства.

Христианизация сла­вян при­несла им новые име­на, кото­рые еще дол­го упо­треб­ля­лись наря­ду со сво­и­ми «язы­че­ски­ми» име­на­ми. Даже кня­же­ская вер­хуш­ка про­дол­жа­ла носить при­выч­ные сла­вян­ские име­на. И в исто­рии, в раз­лич­ных доку­мен­тах они извест­ны под язы­че­ски­ми, а не под хри­сти­ан­ски­ми име­на­ми. Владимир Мономах писал в сво­ем «Поучении»:

Я …назван­ный при кре­ще­нии Василием, рус­ским име­нем Владимир, отцом воз­люб­лен­ным и мате­рью сво­ею — Мономахами…

Никто так и не зна­ет Василия Мономаха, а Владимир изве­стен всем.

В соот­вет­ствии с обря­дом кре­ще­ния мла­ден­ца назы­ва­ли име­нем пра­во­слав­но­го свя­то­го, день поми­но­ве­ния кото­ро­го был бли­зок к дате рож­де­ния. Вот так посте­пен­но заве­лись на Руси Иваны да Марьи. Эти име­на издав­на счи­та­ют­ся самы­ми что ни на есть рус­ски­ми. Но по сво­е­му про­ис­хож­де­нию они явля­ют­ся древ­не­ев­рей­ски­ми. Имя Иван появи­лось из гре­че­ско­го Иоанн, что соот­вет­ству­ет древ­не­ев­рей­ско­му Йехоханан, что бук­валь­но зна­чит «бла­го­во­ле­ние божье». Женское имя Мария пере­ве­дем как «гос­по­жа», а так­же «люби­мая, желан­ная».

Множество имен при­ш­ло из гре­че­ско­го язы­ка:

  • Алексей — защит­ник,  помощ­ник;
  • Александр — муж, муже­ствен­ный;
  • Андрей — храб­рый, муже­ствен­ный;
  • Антон — всту­па­ю­щий в бой;
  • Богдан — дан­ный Богом;
  • Василий — цар­ствен­ный, царь;
  • Геннадий — бла­го­род­ный;
  • Алёна — сол­неч­ная;
  • Анастасия — воз­рож­ден­ная, вос­крес­шая;
  • Анфиса — цве­ту­щая;
  • Василиса — цар­ствен­ная, цари­ца;
  • Галина — тихая, спо­кой­ная;
  • Евгения — бла­го­род­ная;
  • Зинаида — боже­ствен­ная.

В наше вре­мя раз­лич­ные усло­вия фор­ми­ру­ют моду на име­на. В 60-е годы про­шло­го сто­ле­тия неве­ро­ят­но попу­ляр­ным ста­но­вит­ся имя Юрий, что свя­зы­ва­ет­ся с поле­том в кос­мос пер­во­го кос­мо­нав­та мира Юрия Гагарина. В послед­ние деся­ти­ле­тия с эст­ра­ды зву­чит целая груп­па имён. Родители начи­на­ют назы­вать дево­чек Наташами, Маринами, Снежанами, Мариями, Анастасиями. Только пес­не обя­за­ны мно­гие малыш­ки ста­ры­ми сла­вян­ски­ми име­на­ми Лада и Ярослава. А в семи­де­ся­тые годы нача­лось поваль­ное име­но­ва­ние дево­чек Анжеликами. В это вре­мя на экра­нах кино­те­ат­ров про­шли два филь­ма: «Анжелика и король», «Анжелика-маркиза анге­лов». Пресса оце­ни­ла эти филь­мы доста­точ­но низ­ко. Но очень уж кра­си­вая и удач­ли­вая была Анжелика. Из гря­зи пря­мо в кня­зи! И не удер­жа­лись мно­гие мамы и назва­ли сво­их доче­рей Анжеликами.

С име­на­ми у всех наро­дов Земли свя­за­но мно­го при­мет, легенд, пре­да­ний и мифов.  А зна­е­те ли вы, что:

  • У индей­цев пле­ме­ни ква­кутл суще­ству­ет обы­чай: если кто-нибудь берет в долг день­ги, то остав­ля­ет в залог свое имя. До тех пор, пока долг не будет воз­вра­щен, чело­век оста­ет­ся без име­ни. Подзывают его или обра­ща­ют­ся к нему дви­же­ни­ем руки или нечле­но­раз­дель­ны­ми окри­ка­ми.
  • В Испании XVIII века идаль­го (дво­ря­нин) имел пра­во на шесть имен, гранд (с титу­лом «дон») — на две­на­дцать, а самые высо­ко­по­став­лен­ные — на неогра­ни­чен­ное чис­ло имен.
  • В кон­це про­шло­го сто­ле­тия в аме­ри­кан­ском шта­те Висконсин умер вождь одно­го индей­ско­го пле­ме­ни. Ни один мастер не смог уме­стить в одну строч­ку имя на над­гроб­ном кам­не, так как оно состо­я­ло из 122 букв.
  • В 1890 году немец­кие газе­ты сооб­ща­ли о коро­ле Сулуке, пра­вив­шем на ост­ро­ве Гаити, кото­рый в под­ра­жа­ние евро­пей­ским монар­хам решил окру­жить себя титу­ло­ван­ны­ми осо­ба­ми. Не очень—то утруж­дая себя изоб­ре­те­ни­ем новых титу­лов, он тут же одно­го из сво­их при­бли­жен­ных назвал «гер­цог Лимонад», а дру­го­го — «граф фон Компот». Оказывается, эти сло­ва попа­лись ему в каком—то евро­пей­ском меню и очень понра­ви­лись.
  • В про­шлом веке стрем­ле­ние аме­ри­кан­цев к ори­ги­наль­но­сти про­яви­лось в том, что, напри­мер, в семей­стве Стикнеев в Детройте сыно­вей зва­ли: Один, Два, Три, а доче­рей: Первая, Вторая, Третья. В дру­гом семей­стве трех сыно­вей зва­ли так: Иосиф, Так же, Еще раз…
  • В одной из школ Гонолулу учи­лась дочь хозя­и­на мест­но­го ресто­ра­на. Имя девоч­ки было таким длин­ным, что не поме­ща­лось в класс­ном жур­на­ле. В нем было 102 бук­вы и озна­ча­ло имя: «Множество пре­крас­ных цве­тов, рас­ту­щих в горах и доли­нах, кото­рые начи­на­ют напол­нять Гавайи вдоль и попе­рек сво­им ска­зоч­ным бла­го­уха­ни­ем».
  • В неко­то­рых обла­стях Индии при­сут­ству­ет осо­бый обы­чай, помо­га­ю­щий раз­ре­шать спо­ры меж­ду роди­те­ля­ми отно­си­тель­но име­ни ново­рож­ден­но­го. Если отец жела­ет назвать ребен­ка одним име­нем, а мать – дру­гим, то в таком слу­чае они зажи­га­ют две лам­пы. Чья лам­па потух­нет поз­же, тот и даст ребен­ку имя.
  • Крестины доче­ри вла­дель­ца одной из ливер­пуль­ских пра­чеч­ных про­дол­жа­лись ров­но пол­дня, так как одни толь­ко ини­ци­а­лы девоч­ки вобра­ли в себя почти все бук­вы латин­ско­го алфа­ви­та. Для удоб­ства девоч­ку обыч­но зовут Алфавит Пеппер.
  • Двух оди­на­ко­вых имен в пле­ме­ни качи­нов (Северная Бирма) не быва­ет. Но когда на свет появ­ля­ют­ся близ­не­цы, воз­ни­ка­ют труд­но­сти, так как по мест­ным пове­рьям близ­не­цы — это один чело­век в двух лицах. В этом слу­чае дей­ству­ют по спе­ци­аль­но­му обря­ду: по дости­же­нии девя­ти лет близ­не­цам пред­ла­га­ют по оче­ре­ди три раза засу­нуть руку в кув­шин с рисом. Одна из риси­нок покра­ше­на в крас­ный цвет. Тот, кто ее доста­нет, и будет носить имя. Другого же с это­го момен­та будут звать про­сто Второй.
  • О вере во власть име­ни гово­рят древ­ние обы­чаи. Киргизы дают ново­рож­ден­ным такие имена-пожелания, как Бай—болсун (пусть будет богат), Ураз—бахты (сча­стье при­ш­ло); чечен­цы и ингу­ши — Деши (золо­то), Онни (сча­стье); осе­ти­ны — Ахсар (отва­га); кал­мы­ки — Утанасн (дол­го­ле­тие); турк­ме­ны — Турсун (пусть он уце­ле­ет); тур­ки — Дурды (остал­ся); узбе­ки — Махкам (креп­кий); сер­бы, бол­га­ры — Живко (живу­чий).
  • Если вы спро­си­те жите­ля Мадагаскара, Малайского архи­пе­ла­га, папуа­са Северной Новой Гвинеи и Южной Африки, как его зовут, тот попро­сит отве­тить за него какого-нибудь зна­ко­мо­го, но сам сво­е­го име­ни не назо­вет. Это у них счи­та­ет­ся зазор­ным. А на ост­ро­вах Ост-Индии такой вопрос счи­та­ет­ся вели­чай­шей бес­такт­но­стью.
  • В Древнем Египте каж­дый ново­рож­ден­ный полу­чал два име­ни — вели­кое и малое. Первое хра­ни­ли в глу­бо­кой тай­не, а вто­рое счи­та­лось оби­ход­ным. Брахманы в Индии тоже дава­ли сво­им детям два име­ни: одно зна­ли толь­ко отец и мать, а вто­рое — все окру­жа­ю­щие. Двойные име­на име­ли так­же нив­хи, яку­ты, кир­ги­зы, ара­бы, кал­мы­ки, рус­ские, бело­ру­сы, укра­ин­цы и дру­гие наро­ды. И дела­лось это для того, что­бы ни злые духи, ни злые люди не могли, зная насто­я­щее имя чело­ве­ка, навре­дить ему, наслать болез­ни.
  • В Дагестане в про­шлом веке суще­ство­вал такой обы­чай лече­ния боль­ных: на кар­тин­ки запи­сы­ва­ли име­на тех людей, кото­рые яко­бы насла­ли дан­ную болез­нь, затем их неза­мет­но сжи­га­ли. Если в момент сожже­ния запи­сан­но­го име­ни боль­ной кри­чал, это слу­жи­ло зна­ком нача­ла его выздо­ров­ле­ния.
  • В Китае ребе­нок при рож­де­нии полу­чал дет­ское домаш­нее имя, при поступ­ле­нии в шко­лу — школь­ное имя, а при дости­же­нии совер­шен­но­ле­тия — взрос­лое имя. Чиновники на служ­бе име­ли осо­бые слу­жеб­ные име­на. Служанки и налож­ни­цы тоже полу­ча­ли от сво­е­го гос­по­ди­на новые име­на.
  • Эскимосы Берингова про­ли­ва, чув­ствуя при­бли­же­ние ста­ро­сти, меня­ют имя и тем самым пыта­ют­ся про­длить свою жиз­нь.
  • Австралийцы и индей­цы Северной Америки спе­ши­ли сме­нить свои име­на, если с их тез­кой слу­ча­лось несча­стье и осо­бен­но если тез­ка уми­рал.
  • В Древней Руси вери­ли, что вме­сте с име­нем мож­но пере­дать чело­ве­ку и те свой­ства, кото­рые заклю­че­ны в его лек­си­че­ском зна­че­нии (Храбр, Добрыня, Красава). Считалось, что не сле­ду­ет сооб­щать сво­е­го име­ни незна­ко­мо­му чело­ве­ку, что­бы не ока­зать­ся под вли­я­ни­ем его кол­дов­ства. Настоящее, запрет­ное имя назы­ва­лось «тай­ным име­нем», так как оно дер­жа­лось в стро­гой тай­не.
    Еще в XVI-XVII веках рус­ские име­ли часто по три име­ни: одно про­зви­ще (не хри­сти­ан­ское) и два хри­сти­ан­ских име­ни, полу­чен­ных при кре­ще­нии, — явное, откры­тое и дру­гое, извест­ное толь­ко само­му носи­те­лю его, духов­ни­ку и самым близ­ким к нему лицам.
  • Все при­выч­ные рус­ско­му чело­ве­ку име­на, такие как Михаил и Александр, Василий и Иван, явля­ют­ся ино­стран­ны­ми, ино­языч­ны­ми по сво­е­му про­ис­хож­де­нию. Они при­шли на Русь вме­сте с эпо­хой хри­сти­ан­ства, а мно­гие древ­ние име­на, такие как Пересвет, Светозар, нача­ли посте­пен­но вытес­нять­ся име­на­ми цер­ков­ны­ми, кото­рые по про­ис­хож­де­нию сво­е­му были древ­не­гре­че­ски­ми, древ­не­рим­ски­ми, древне­скан­ди­нав­ски­ми, древ­не­ев­рей­ски­ми, сирий­ски­ми, еги­пет­ски­ми.

ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:


Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *