Про стакан, вилку, птичку, тарелку и сковороду

Многие счи­та­ют, что рус­ский язык логи­чен. А попро­буй­те объ­яс­нить ино­стран­цу поче­му ста­кан на сто­ле сто­ит, вил­ка лежит, а птич­ка на дере­ве сидит…

Например перед нами стол. На сто­ле ста­кан и вил­ка. Что они дела­ют? Стакан сто­ит, а вил­ка лежит. Если мы воткнем вил­ку в сто­леш­ни­цу, вил­ка будет сто­ять. То есть сто­ят вер­ти­каль­ные пред­ме­ты, а лежат гори­зон­таль­ные?

Добавляем на стол тарел­ку и ско­во­ро­ду. Они вро­де гори­зон­таль­ные, но на сто­ле сто­ят.

Теперь поло­жим тарел­ку в ско­во­род­ку. Там она лежит, а ведь на сто­ле сто­я­ла. Может быть, сто­ят пред­ме­ты гото­вые к исполь­зо­ва­нию? Нет, вилка–то гото­ва была, когда лежа­ла.

Теперь на стол зале­за­ет кош­ка. Она может сто­ять, сидеть и лежать. Если в пла­не сто­я­ния и лежа­ния она как–то лезет в логи­ку «вертикальный–горизонтальный», то сиде­ние — это новое свой­ство. Сидит она на попе.

Теперь на стол села птич­ка. Она на сто­ле сидит, но сидит на ногах, а не на попе. Хотя вро­де бы долж­на сто­ять. Но сто­ять она не может вовсе. Но если мы убьём бед­ную птич­ку и сде­ла­ем чуче­ло, оно будет на сто­ле сто­ять…

Может пока­зать­ся, что сиде­ние — атри­бут живо­го, но сапог на ноге тоже сидит, хотя он не живой и не име­ет попы. Так что, поди ж пой­ми, что сто­ит, что лежит, а что сидит.

А мы ещё удив­ля­ем­ся, что ино­стран­цы счи­та­ют наш язык слож­ным и срав­ни­ва­ют с китай­ским.

Стоит сидит лежит

Можно выве­сти тео­рию: то, что ско­рее вер­ти­каль­ное, чем гори­зон­таль­ное – оно сто­ит; то, что ско­рее гори­зон­таль­ное, чем вер­ти­каль­ное — оно лежит. Но эта тео­рия тут же раз­би­ва­ет­ся о тарел­ку – она ско­рее гори­зон­таль­ная, чем вер­ти­каль­ная, но сто­ит. Хотя, если её пере­вер­нуть, то будет лежать.

Тут же на ходу выво­дит­ся еще одна тео­рия: тарел­ка сто­ит, пото­му что у неё есть осно­ва­ние, она сто­ит на осно­ва­нии. Теория немед­лен­но раз­би­ва­ет­ся в хлам о ско­во­род­ку – у нее нет осно­ва­ния, но она всё рав­но сто­ит. Чудеса.

Хотя если её засу­нуть в мой­ку, то там она будет лежать, при­няв при этом поло­же­ние более вер­ти­каль­ное, чем на сто­ле. Отсюда напра­ши­ва­ет­ся вывод, что всё, что гото­во к исполь­зо­ва­нию, сто­ит.

Но вот возь­мём еще один пред­мет – мяч обык­но­вен­ный дет­ский. Он не гори­зон­таль­ный и не вер­ти­каль­ный, при этом пол­но­стью готов к исполь­зо­ва­нию. Кто же ска­жет, что там, в углу, мяч сто­ит?
Если мяч не выпол­ня­ет роль кук­лы и его не нака­за­ли, то он всё-таки лежит. И даже если его пере­не­сти на стол, то и на сто­ле (о чудо!) он будет лежать.

Усложним зада­чу – поло­жим мяч в тарел­ку, а тарел­ку в ско­во­род­ку. Теперь у нас мяч по-прежнему лежит (в тарел­ке), ско­во­род­ка по-прежнему сто­ит (на сто­ле), вопрос, что дела­ет тарел­ка?

Если ино­стра­нец дослу­шал объ­яс­не­ние до кон­ца, то всё, — его мир уже нико­гда не будет преж­ним. В нём появи­лись тарел­ки и ско­во­род­ки, кото­рые уме­ют сто­ять и лежать – мир ожил!

Добавить сайт в избранное
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *