Пунктуационный разбор предложения «Надобно хорошо знать горные тропинки, чтобы пуститься в горы»

Выполним пунк­ту­а­ци­он­ный раз­бор пред­ло­же­ния «Надобно хоро­шо знать гор­ные тро­пин­ки, что­бы пустить­ся в горы». Укажем и объ­яс­ним в нем две пунк­то­грам­мы.

Сначала повто­рим, что такое пунк­то­грам­ма. Этим линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном в язы­ке назы­ва­ют те места в пред­ло­же­нии, в кото­рых ста­вит­ся нуж­ный знак пре­пи­на­ния, а так­же те места, где он не ста­вит­ся в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми пунк­ту­а­ции.

Пунктограммы предложения

В пред­ло­же­нии «Надобно хоро­шо знать гор­ные тро­пин­ки, что­бы пустить­ся в горы» поста­вим два зна­ка пре­пи­на­ния. Соответственно, в нем содер­жит­ся две пунк­то­грам­мы, тре­бу­ю­щие объ­яс­не­ния.

Пунктуационный раз­бор нач­нем с нуме­ра­ции пунк­то­грамм. Сначала ука­жем первую из них — точ­ку. Она завер­ша­ет пред­ло­же­ние. Далее  вер­нем­ся к нача­лу пред­ло­же­ния и после­до­ва­тель­но обо­зна­чим циф­рой 2 вто­рую пунк­то­грам­му — запя­тую.

Надобно хоро­шо знать гор­ные тро­пин­ки, (2) что­бы пустить­ся в горы. (1)

Объяснение пунктограмм

Чтобы объ­яс­нить пунк­то­грам­мы ана­ли­зи­ру­е­мо­го пред­ло­же­ния, вос­поль­зу­ем­ся неко­то­ры­ми его син­так­си­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми:

  • пред­ло­же­ние слож­ное, содер­жит две пре­ди­ка­тив­ные без­лич­ные части (надоб­но хоро­шо знать, пустить­ся);
  • раз­но­вид­но­сть слож­но­го пред­ло­же­ния — слож­но­под­чи­нён­ное;
  • две части пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Точка — завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак. Он постав­лен в кон­це повест­во­ва­тель­но­го по цели выска­зы­ва­ния и невос­кли­ца­тель­но­го по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния.

Второй пунк­ту­а­ци­он­ный знак — запя­тая. Она раз­де­ля­ет это слож­ное пред­ло­же­ние на две части:

  • глав­ное пред­ло­же­ние — «надоб­но хоро­шо знать гор­ные тро­пин­ки»;
  • зави­си­мое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние — «что­бы пустить­ся в горы».

Придаточная часть цели (надоб­но хоро­шо знать с какой целью?) при­со­еди­ня­ет­ся под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы», перед кото­рым ста­вит­ся запя­тая.

Схематически обо­зна­чим стро­е­ние это­го слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния сле­ду­ю­щим обра­зом:

                              [        ], ( что­бы…     ).

Компактно запи­шем пунк­ту­а­ци­он­ный раз­бор пред­ло­же­ния «Надобно хоро­шо знать гор­ные тро­пин­ки, что­бы пустить­ся в горы»:

  1. точ­ка завер­ша­ет пове­ст. невос­клиц. предл.;
  2. запя­тая отдел. придаточ.предл. цели от глав­но­го.
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *