Запятая в предложении со сравнительным оборотом с союзом «как»

В пред­ло­же­нии со срав­ни­тель­ным обо­ро­том с сою­зом «как» ста­вят­ся запя­тые, если обо­рот не явля­ет­ся частью ска­зу­е­мо­го. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний со срав­ни­тель­ным обо­ро­том с сою­зом «как».

Пунктуация с союзом «как» в предложении со сравнительным оборотом

В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре писа­те­ли часто при­бе­га­ют к сти­ли­сти­че­ско­му при­е­му срав­не­ния, то есть упо­доб­ле­нию одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти дру­го­му. Яркие выра­зи­тель­ные срав­не­ния при­да­ют худо­же­ствен­ной речи осо­бую поэ­тич­но­сть, кото­рая созда­ет­ся лек­си­че­ски­ми сред­ства­ми с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов:

как, буд­то, как буд­то, слов­но, точ­но, что (в зна­че­нии «буд­то»).

Рассмотрим пунк­ту­а­цию с сою­зом «как» в пред­ло­же­нии со срав­ни­тель­ным обо­ро­том, кото­рый явля­ет­ся в нём обсто­я­тель­ством. Выделим основ­ные момен­ты поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния со срав­ни­тель­ным сою­зом «как»:

1. срав­не­ния и рас­про­стра­нен­ные срав­ни­тель­ные обо­ро­ты с сою­зом «как», если они име­ют зна­че­ние упо­доб­ле­ния, все­гда выде­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Я тоже, как дере­во, хра­нил в себе слои пере­жи­то­го: где-то, в самой глу­би­не дет­ство; даль­ше, нарас­тая, откла­ды­ва­лись юно­сть, зре­ло­сть, делая меня как бы креп­че, избав­ляя от слабости…(Д. Гранин).

Около ста­рых пней, как доро­гое кру­же­во, лепил­ся сво­и­ми жёл­ты­ми шап­ка­ми души­стый лабаз­ник (Д. Мамин-Сибиряк).

2. В пред­ло­же­нии могут быть ука­за­тель­ные сло­ва  «так», «такой», «тот», «столь», кото­рые логи­че­ски выде­ля­ют­ся при про­из­но­ше­нии, напри­мер:

Замысел так же, как мол­ния, воз­ни­ка­ет в созна­нии чело­ве­ка, насы­щен­ном мыс­ля­ми, чув­ства­ми и замет­ка­ми памя­ти (К. Паустовский).

Лесная опуш­ка — место такое же рай­ское, как и сад (В. Солоухин).

Для таких масте­ров, как Пришвин, для тех масте­ров, что могут напи­сать целую поэ­му о каж­дом сле­та­ю­щем с дере­ва осен­нем листе, мало одной жиз­ни (К. Паустовский).

3. Всегда выде­ля­ют­ся обо­ро­ты «как пра­ви­ло», «как все­гда», «как исклю­че­ние», «как обыч­но», «как преж­де», «как все­гда», «как нароч­но».

Люди, как пра­ви­ло, не учат­ся на сво­их ошиб­ках.

4. Запятая ста­вит­ся, если обо­рот начи­на­ет­ся с «как и»:

Я стал боять­ся теле­фо­на, как и мой сын (Т. Устинова).

На небе, как и в моем серд­це, не было ни облач­ка.

5. В обо­ро­тах «не кто иной, как», не что иное, как» поста­вим запя­тую перед «как»:

 Этот порт­рет нари­со­вал не кто иной, как И. Репин.

Это уще­лье не что иное, как доро­га, кото­рую про­ло­жи­ла себе гор­ная река.

Сравнительные обороты с союзом "как"

Примеры предложений со сравнительным оборотом с союзом «как» из художественной литературы

На опуш­ке сто­лет­ние липы, как стра­жи, про­сти­ра­ли огром­ные вет­ви, что­бы засло­нить доро­гу (М. Лермонтов).

Воздух, каза­лось, был так же горяч, как горя­чий пар, что, подоб­но рас­плав­лен­но­му стек­лу, чуть дро­жал над широ­ки­ми чёр­ны­ми тру­ба­ми белых паро­хо­дов, мед­лен­но обго­няв­ших нас (И. Бунин).

Покачиваясь в под­вес­ной пару­си­но­вой кой­ке, как в гама­ке, я каж­дую мину­ту ощу­щал неисто­вые взмё­ты волн, слу­шал приглушенно-напряжённый рёв за бро­ни­ро­ван­ны­ми бор­та­ми, низ­вер­же­ние мас­сы воды на палу­бу (А. Новиков-Прибой).

Справа сте­на спус­ка­ет­ся с горы и окан­чи­ва­ет­ся круг­лой угло­вой баш­ней, покры­той, как чешу­ёй, зеле­ны­ми чере­пи­ца­ми (М. Лермонтов).

Я нико­гда не забу­ду свою говорливо-журчащую речон­ку, где ловил пес­ка­рей и где про­зву­ча­ло моё дет­ство, как пес­ня жаво­рон­ка (А. Новиков-Прибой).

Беловатое обла­ко, как голо­ва огром­но­го зве­ря, выплы­ва­ло на восточ­ном гори­зон­те (С. Аксаков).

Витые тяже­лые колон­ны под­дер­жи­ва­ют желез­ные кров­ли, навис­шие над гале­ре­я­ми, из кото­рых выгля­ды­ва­ют малень­кие, тём­ные окна, как зрач­ки сто­го­ло­во­го чудо­ви­ща (М. Лермонтов).

Он повер­нул­ся лицом к пас­ту­хам. Строгое лицо его было груст­но и насмеш­ли­во, как у разо­ча­ро­ван­но­го (А. Чехов).

Ветер щеко­тал лицо, как рас­пу­стив­ши­е­ся души­стые деви­чьи косы (К. Паустовский).

Потом отпра­ви­лись на озе­ро. Оно лежа­ло, как в изу­мруд­ной опра­ве, в коль­це высо­ких куд­ре­ва­тых сос­ня­ков (А. Формозов).

Видеоурок

Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *