Примеры сложноподчиненных предложений из художественной литературы

Многие писа­те­ли, что­бы создать все­объ­ем­лю­щую и образ­ную кар­ти­ну мира, что­бы помочь чита­те­лю ярко пред­ста­вить её, актив­но исполь­зу­ют в сво­ем твор­че­стве слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Известный рус­ский писа­тель  В. Солоухин делит­ся с нами сво­и­ми тон­ки­ми наблю­де­ни­я­ми о цве­тах:

И если, слив­шись в целую лес­ную поля­ну, они [цве­ты] лас­ка­ют наш взгляд пест­ро­той и све­же­стью ярких соч­ных кра­сок, то при раз­гля­ды­ва­нии каж­до­го цвет­ка вы буде­те пора­же­ны сверх­точ­ной, иде­аль­ной фор­мой каж­до­го вен­чи­ка, каж­до­го лепест­ка и каж­дой жил­ки на лепест­ке.

И вдруг вы оста­но­ви­тесь, пото­му что вас оста­но­вит перед собой этот лес­ной цве­ток.

Цветок вос­при­ни­ма­ет­ся нами, как пре­крас­ное сти­хо­тво­ре­ние, когда мы пости­га­ем одно­вре­мен­но и смысл, и музы­ку, и вто­рой смысл, и поэ­ти­че­ский заряд и не счи­та­ем про себя чере­до­ва­ние удар­ных и без­удар­ных сло­гов.

Обратимся к твор­че­ству рус­ско­го писа­те­ля и наблю­да­тель­но­го путе­ше­ствен­ни­ка К. Паустовского. В при­ве­ден­ных при­ме­рах фигу­ри­ру­ют раз­ные виды слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний.

Я при­хо­дил все­гда неожи­дан­но. Шел тихи­ми осен­ни­ми леса­ми, где, кро­ме птиц, не было встреч­ных, узна­вал ста­рые пни, свет­лые поля­ны, изги­бы забро­шен­ной доро­ги. Приходил я обыч­но в позд­ние сумер­ки, когда блед­ные звез­ды пред­ве­ща­ли холод­ную ночь и запах дыма казал­ся луч­шим запа­хом в мире.

К кон­цу сен­тяб­ря пере­ле­ски обна­жи­лись, поэто­му сквозь чащу дере­вьев ста­ла вид­на синяя даль сжа­тых полей.

Я начал читать и зачи­тал­ся так, что, к огор­че­нию взрос­лых, почти не обра­тил вни­ма­ния на наряд­ную ёлку.

Так раз­дал весь букет и вдруг уви­дел в обшар­пан­ном ваго­не трам­вая столь­ко блес­ка в гла­зах, при­вет­ли­вых улы­бок, столь­ко вос­хи­ще­ния, сколь­ко не встре­чал, кажет­ся, нико­гда до это­го слу­чая, ни после.

С глу­бо­кой любо­вью к род­ной при­ро­де и необык­но­вен­ной наблю­да­тель­но­стью, кото­рая выли­ва­ет­ся, на наш взгляд, в поэ­зию в про­зе, пишет Михаил Пришвин, мастер­ски исполь­зуя раз­ные виды слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний:

Там, где зем­ля была совсем затоп­ле­на и от быв­ше­го леса тор­ча­ли толь­ко вер­шин­ки, как частая шер­сть, эти шер­стин­ки покры­ва­лись раз­ны­ми зверь­ка­ми. Зверьки ино­гда сиде­ли на вет­ках так часто, что обык­но­вен­ная какая-нибудь веточ­ка ивы ста­но­ви­лась похо­жа на гроздь вино­гра­да.

Медведь, как и вся­кий зверь, ходит по лесу с вели­кой осто­рож­но­стью и, зачу­яв чело­ве­ка, уди­ра­ет от него, что даже не уви­дишь не толь­ко все­го зве­ря, но и мельк­нув­ше­го хво­ста.

Утром, когда мы еще спа­ли, утка вылез­ла из кор­зи­ны, ста­ла ходить вокруг по полу, кри­чать, вызы­вать к себе утят.

Мне уда­лось заме­тить, как воро­на кор­мит птен­цов.

Добавить сайт в избранное
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *