Вопрос:
Помогите, пожалуйста! Как объяснить пятиклассникам разницу в двух предложениях?
Транспорт бывает наземный, водный и воздушный.
В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Тригорский, Петровский и Михайловский.
В первом предложении нет обобщающего слова, потому что (что?) транспорт — подлежащее, а наземный, водный, воздушный (какой?) — сказуемое.
Разные члены предложения, значит, здесь нет обобщающего слова и двоеточия.
Но во втором предложении двоеточие ставится, хотя (что?) три парка — подлежащее, а Тригорский, Петровский и Михайловский (какие?) — определения.
Вы правильно рассуждаете.
Всегда начинаем с синтаксического разбора предложения.
В первом предложении однородные члены являются частью именного сказуемого с общим глаголом-связкой «бывает». Но это не обобщающее слово. Глаголы не выступают в роли обобщающих слов.
Во втором предложении имеется обобщающее словосочетание «три парка», а затем идет перечисление их названий. Но это тоже подлежащие, тот же член предложения. Опущено слово «парк», чтобы избежать назойливого повтора.
…три парка: Тригорский парк, Петровский парк и Михайловский парк.
Имена собственные с определяемым словом не членим на составляющие, а рассматриваем как лексически единое словосочетание.
Приведем похожий пример со словосочетанием (числительное + существительное) в качестве обобщающего слова.
Три дороги: асфальтовая, бетонная и проселочная — встретились на нашем пути.