Жанры стихотворений

Все сти­хо­тво­ре­ния отно­сят­ся к одно­му роду лите­ра­ту­ры — к лири­ке. А вот лири­че­ских жан­ров суще­ству­ет мно­же­ство. У каж­до­го из них есть свои отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти, по кото­рым мож­но опре­де­лить жанр стихотворения.

Жанры лирики

ЖанрыОпределение
ОдаТоржественное сти­хо­тво­ре­ние, (от греч. ode — пес­ня), жанр лири­че­ской поэ­зии и музы­ки; тор­же­ствен­ные, пате­ти­че­ские, про­слав­ля­ю­щие произведения.
БалладаСюжетное сти­хо­тво­ре­ние, постро­ен­ное на фан­та­сти­че­ском, фольк­лор­ном, легендарно-историческом, быто­вом мате­ри­а­ле, с мрач­ным, таин­ствен­ным колоритом.
ЭлегияЖанр лири­че­ской поэ­зии; в ран­ней антич­ной поэ­зии — сти­хо­тво­ре­ние, напи­сан­ное эле­ги­че­ским дисти­хом, неза­ви­си­мо от содер­жа­ния; позд­нее (Каллимах, Овидий) — сти­хо­тво­ре­ние груст­но­го содер­жа­ния. В ново­ев­ро­пей­ской поэ­зии сохра­ня­ет устой­чи­вые чер­ты: интим­ность, моти­вы разо­ча­ро­ва­ния, несчаст­ли­вой люб­ви, оди­но­че­ства, брен­но­сти зем­но­го бытия, опре­де­ля­ет рито­рич­ность в изоб­ра­же­нии эмо­ций; клас­си­че­ский жанр сен­ти­мен­та­лиз­ма и роман­тиз­ма («Признание» Е. Баратынского ).
ПосланиеПоэтическое или пуб­ли­ци­сти­че­ское про­из­ве­де­ние в фор­ме пись­ма к реаль­но­му или фик­тив­но­му лицу. Стихотворные посла­ния как жанр суще­ство­ва­ли от антич­но­сти (Гораций, «Наука поэ­зии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позд­нее — еди­нич­ные сти­хо­тво­ре­ния (В. В. Маяковский).
ЭклогаОт греч. ekloge — отбор, жанр буко­ли­ки: диа­ло­ги меж­ду пас­ту­ха­ми, селя­на­ми. От Возрождения до нач. 19 в. — сти­хо­твор­ное повест­во­ва­ние или диа­лог, изоб­ра­жа­ю­щие быто­вые сель­ские сценки.
ПесняРод словесно-музыкального искус­ства; жанр вокаль­ной музы­ки (народ­ной и про­фес­си­о­наль­ной). Музыкальная фор­ма пес­ни, как и ее поэ­ти­че­ская фор­ма, обыч­но куп­лет­ная или стро­фи­че­ская. Классификация песен: по содер­жа­нию — лири­че­ские, пат­ри­о­ти­че­ские, сати­ри­че­ские и т. п.; по соци­аль­ной функ­ции — обря­до­вые, быто­вые, военно-строевые и т. п.; по испол­ни­тель­но­му соста­ву — соль­ные, хоро­вые, с инстру­мен­таль­ным сопро­вож­де­ни­ем и без него. В рус­ской и фран­цуз­ской музы­ке 19 в. автор­скую пес­ню обыч­но назы­ва­ли романсом.
СонетОт итал. sonetto), твер­дая фор­ма: сти­хо­тво­ре­ние из 14 строк, обра­зу­ю­щих 2 четверостишия-катрена (на 2 риф­мы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 риф­мы), чаще все­го во «фран­цуз­ской» после­до­ва­тель­но­сти — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «ита­льян­ской» — abab abab cdc dcd (или cde cde); услов­но к соне­ту отно­сят «англий­скую» риф­мов­ку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; осо­бен­но попу­ля­рен в поэ­зии Возрождения, барок­ко, роман­тиз­ма, отча­сти сим­во­лиз­ма и модер­низ­ма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэ­ма) из 15 архи­тек­то­ни­че­ски свя­зан­ных соне­тов назы­ва­ют «вен­ком сонетов».
БасняКороткий, неред­ко коми­че­ский рас­сказ в сти­хах или про­зе, с пря­мым мораль­ным выво­дом, при­да­ю­щим рас­ска­зу алле­го­ри­че­ский смысл. Действующими лица­ми обыч­но высту­па­ют живот­ные, рас­те­ния, вещи.
ЭпиграммаОт греч. epigramma, букв. — над­пись, корот­кое сати­ри­че­ское сти­хо­тво­ре­ние, тра­ди­ци­он­ный жанр поэ­зии клас­си­циз­ма (Вольтер), повли­яв­ший и на позд­ней­шую сати­ри­че­скую поэ­зию (эпи­грам­мы у А.С. Пушкина). В антич­ной поэ­зии — сти­хо­тво­ре­ние про­из­воль­но­го содер­жа­ния, напи­сан­ное эле­ги­че­ским дисти­хом; от эле­гии эпи­грам­ма отли­ча­лась боль­шей крат­ко­стью и узо­стью тематики.
СтихотворениеНаписанное сти­ха­ми лите­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние неболь­шо­го объ­е­ма (ср. с поэ­мой); в 19-20 вв. пре­иму­ще­ствен­ная фор­ма лирики.
АкростихСтихотворение, началь­ные бук­вы кото­ро­го состав­ля­ют имя, сло­во или фразу.
РондоТвердая фор­ма, сти­хо­тво­ре­ние в 15 строк с риф­мов­кой aabba, abbr, aabbar, где r — нериф­му­ю­щий­ся рефрен, повто­ря­ю­щий пер­вые сло­ва 1-й стро­ки. Популярно в поэ­зии барок­ко и рококо.
Анациклический стихОт греч. ἀνά — вверх, впе­ред, про­тив и κύκλος — коле­со, круг, цикл — наиме­но­ва­ние сти­хо­тво­ре­ния, кото­рое мож­но читать от нача­ла к кон­цу и от кон­ца к нача­лу, по сло­вам, не меняя их порядка.
АпологРазновидность нра­во­учи­тель­ной поэ­зии в России 18 – нача­ла 19 века.
Белый стихСтихотворение без рифмы.
ИдиллияПоэтический жанр (в антич­но­сти — вид буко­ли­ки), изоб­ра­же­ние мир­ной доб­ро­де­тель­ной сель­ской жиз­ни на фоне пре­крас­ной при­ро­ды (идил­лии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В пере­нос­ном смыс­ле — мир­ное без­за­бот­ное суще­ство­ва­ние (обыч­но иронически).
БуколикаОбщее назва­ние двух часто сме­ши­ва­е­мых жан­ров антич­ной «пас­ту­ше­ской поэ­зии» — экло­ги и идил­лии; в ново­ев­ро­пей­ской поэ­зии то же, что пас­то­раль. Название от загла­вия цик­ла сти­хов Вергилия.
ПасторальЖанр антич­ной поэ­зии, изоб­ра­жав­шей дере­вен­скую мир­ную жизнь пас­ту­хов, рыба­ков, земледельцев.
БуримеСтихотворение на задан­ные ранее рифмы.
БурлескаЖанр коми­че­ской поэ­зии, состо­я­щий в сни­же­нии высо­ко­го и воз­вы­ше­нии низменного.
ДифирамбАнтичная тор­же­ствен­ная лирика.
ДумаРазмышление поэта на философско-социальные темы.
КантатаЖанр тор­же­ствен­ной лири­ки, быто­вав­шей в России в 18 – нача­ла 19 века. Писалась на опре­де­лен­ные тор­же­ствен­ные случаи.
КантыЖанр ста­рой оди­че­ской поэ­зии, сти­хо­твор­ное про­из­ве­де­ние, сочи­нен­ное по пово­ду какого-либо тор­же­ства; так­же полудуховные-полусветские сти­хи, рас­пе­вав­ши­е­ся палом­ни­ка­ми для полу­че­ния подаяния.
МадригалВначале – жанр идил­ли­че­ской лири­ки, порой фри­воль­но­го харак­те­ра; теперь – неболь­шое лири­че­ское сти­хо­тво­ре­ние, содер­жа­щее ком­пли­мент или лест­ную харак­те­ри­сти­ку лица, к кото­ро­му оно обра­ще­но (чаще все­го – к женщине).
Медитативная лири­каФилософское сти­хо­тво­ре­ние.
МаршЛирический жанр граж­дан­ской поэзии.
МесостихСтихотворение, в сере­дине кото­ро­го сло­ва подо­бра­ны так, что отдель­ные бук­вы, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке, состав­ля­ют сло­во, выра­же­ние или имя адре­са­та стихотворения.
МиниатюраНебольшое сти­хо­тво­ре­ние стро­го закон­чен­ной фор­мы с глу­бо­ким содержанием.
НадписьМалый сти­хо­твор­ный жанр.
НоэльФранцузская народ­ная сати­ри­че­ская песен­ка; сти­хо­тво­ре­ние из 8 строчек.
ПалиндромСтихотворение, чита­ю­ще­е­ся спра­ва нале­во и сле­ва направо.
ПанторимСтихотворение, в кото­ром почти все сло­ва риф­му­ют­ся меж­ду собой (Кошечка в око­шеч­ке, кошур­ка в печурке).
ПлачЖанр рус­ской обря­до­вой и быто­вой народ­ной поэзии.
ПодражаниеСтихотворение, наве­ян­ное твор­че­ством какого-либо поэта или сти­ли­зо­ван­ное в духе поэ­зии дан­но­го поэта.
РомансНебольшое лири­че­ское сти­хо­тво­ре­ние напев­но­го харак­те­ра, пре­иму­ще­ствен­но о любви.
РондельСтихотворение из 13 строк, в кото­ром повто­ря­ют­ся две рифмы.
РондоСтихотворение из 8, 13 или 15 строк с дву­мя рифмами.
СицилианаСтихотворение из вось­ми строк с дву­мя пере­крест­ны­ми рифмами.
ОктаваСтихотворение из 8 строк, постро­ен­ное по схе­ме абаб абсс.
СтансыНебольшое сти­хо­тво­ре­ние из четы­рех сти­хов четы­рех­стоп­но­го ямба с пере­крест­ной риф­мой; коли­че­ство сти­хов колеб­лет­ся от 4 до 12; это спо­кой­ное сти­хо­тво­ре­ние, пол­ное мысли.
ТавтограммаИгровое сти­хо­тво­ре­ние, в кото­ром все сло­ва начи­на­ют­ся с одной буквы.
РитурнельТрехстрочная стро­фа. Стихотворный раз­мер сво­бод­ный, по выбо­ру поэта; риф­му­ют­ся меж­ду собой 1 и 3 стро­ки, сред­ний стих оста­ет­ся без риф­мы (холо­стым).
ТриолетТвердая фор­ма: 8-стишие с риф­мов­кой АВаА abAB, где сти­хи А и В повто­ря­ют­ся как рефрены.
ЦентонСтихотворение, состав­лен­ное их извест­ных чита­те­лю сти­хов одно­го или несколь­ких поэтов.
ЭкспромтНебольшое сти­хо­тво­ре­ние, чаще шуточ­но­го харак­те­ра, сочи­нен­ное поэтом уст­но или пись­мен­но, без под­го­тов­ки, под вли­я­ни­ем непо­сред­ствен­но­го чувства.
ЭпистолаСтихотворение в фор­ме пись­ма, где изла­га­ют­ся суж­де­ния авто­ра по пово­ду опре­де­лен­но­го предмета.
ЯмбыЖанр сати­ри­че­ских сти­хо­тво­ре­ний в антич­ной лите­ра­ту­ре, напи­сан ямби­че­ски­ми стихами.
ГимнСтихотворение хва­леб­но­го содер­жа­ния; так­же при­шел из антич­ной поэ­зии, но если в древ­но­сти гим­ны сочи­ня­лись в честь богов и геро­ев, то в более позд­нее вре­мя гим­ны писа­лись в честь тор­же­ствен­ных собы­тий, празд­ненств, неред­ко не толь­ко госу­дар­ствен­но­го, но и лич­но­го харак­те­ра (А. Пушкин. "Пирующие студенты").
СатираОт лат. "смесь, вся­кая вся­чи­на" - как поэ­ти­че­ский жанр: про­из­ве­де­ние, содер­жа­ни­ем кото­ро­го явля­ет­ся обли­че­ние - обще­ствен­ных явле­ний, чело­ве­че­ских поро­ков или отдель­ных людей - путем осме­я­ния. Сатира в антич­но­сти в рим­ской лите­ра­ту­ре (сати­ры Ювенала, Марциала и др.). Новое раз­ви­тие жанр полу­чил в лите­ра­ту­ре клас­си­циз­ма. Содержанию сати­ры харак­тер­ны иро­ни­че­ская инто­на­ция, алле­го­рич­ность, эзо­пов язык, неред­ко исполь­зу­ет­ся при­ем "гово­ря­щих имен". В рус­ской лите­ра­ту­ре в жан­ре сати­ры рабо­та­ли А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир про­сла­вил­ся Саша Черный и др. Многие сти­хо­тво­ре­ния из "Стихов об Америке" В.Маяковского так­же мож­но назвать сати­ра­ми ("Шесть мона­хинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в раз­ре­зе" и др.).

Видеоурок «Жанры лирики»

Скачать ста­тью: PDF
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 2