Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида — это сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся одно­вре­мен­но с дей­стви­ем, обо­зна­чен­ным глаголом-сказуемым, и отве­ча­ю­щие на вопрос что делая?

Узнаем, что такое дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка. Но преж­де вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют грам­ма­ти­че­ским тер­ми­ном «дее­при­ча­стие».

Определение
Деепричастие — это осо­бая неиз­ме­ня­е­мая гла­голь­ная фор­ма, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие, сов­ме­ща­ет при­зна­ки гла­го­ла и наре­чия и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав?
  • (что делая?) гуляя по набе­реж­ной;
  • (что сде­лав?) посмот­рев фильм.

Деепричастие, как гла­голь­ная фор­ма, име­ет посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — вид. С этой точ­ки зре­ния в мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют дее­при­ча­стия совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида.

Деепричастия

Несовершенного вида

Совершенного вида

Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствиеОбозначают закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие
Отвечают на вопрос что делая?Отвечают на вопрос что сде­лав?
Образуются:
осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
Образуются:
осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
Примеры
слу­шая, думая, решаяпро­слу­шав, замах­нувшись, испекши

Рассмотрим подроб­нее, какие сло­ва явля­ют­ся дее­при­ча­сти­я­ми несо­вер­шен­но­го вида.

Что такое деепричастия несовершенного вида?

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное неза­кон­чен­ное дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но с дей­стви­ем, выра­жен­ным глаголом-сказуемым.

Расспрашивая про­хо­жих, турист ищет нуж­ную ему ули­цу.

Турист одно­вре­мен­но совер­ша­ет два дей­ствия:

  • ищет (основ­ное дей­ствие)
  • рас­спра­ши­вая (допол­ни­тель­ное дей­ствие)

Это допол­ни­тель­ное одно­вре­мен­ное дей­ствие выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ской фор­мой дее­при­ча­стия, кото­рое отве­ча­ет на вопрос:

ищет (что делая?) рас­спра­ши­вая.

Если дее­при­ча­стие заме­нить спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, то дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, вос­при­ни­ма­ет­ся как одно­вре­мен­ное и рав­но­прав­ное:

ищет и рас­спра­ши­ва­ет.

Деепричастие сохра­ня­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию вида того гла­го­ла, от кото­ро­го оно обра­зо­ва­но:

(что делать?) рас­спра­ши­вать — (что делая?) рас­спра­ши­вая.

Примеры

Аналогично такое же одно­вре­мен­ное дей­ствие обо­зна­ча­ют дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида в пред­ло­же­ни­ях:

Гуляя по ули­це, девуш­ка рас­смат­ри­ва­ет вит­ри­ны мага­зи­нов.

Обычно, зав­тра­кая, ты пьёшь утром чай?

Идя вдоль ржа­но­го поля, я соби­раю василь­ки для вен­ка.

Над бере­за­ми лета­ют, гром­ко стре­ко­ча, соро­ки.

Пчёлы и шме­ли, жуж­жа над вен­чи­ка­ми луго­вых цве­тов, соби­ра­ют нек­тар.

Как образовать деепричастия несовершенного вида?

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся толь­ко от гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида. В их обра­зо­ва­нии участ­ву­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -а/-я, кото­рый при­со­еди­ня­ют­ся к осно­ве насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла (осно­ва фор­мы 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла).

Образование деепричастий несовершенного вида

Посмотрим, как мож­но обра­зо­вать дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что делать?) свер­кать — свер­кают — свер­кая
  • (что делать?) уха­жи­вать — уха­жи­вают — уха­жи­вая
  • (что делать?) кру­жить — кружат — кружа
  • (что делать?) мур­лы­кать — мур­лычут — мур­лыча.

Имеем в виду, что у гла­го­лов с суф­фик­сом -ва- в неопре­де­лен­ной фор­ме при обра­зо­ва­нии форм насто­я­ще­го вре­ме­ни этот суф­фикс не исполь­зу­ет­ся:

  • узнавать — узнаю́, узна­ёшь узнаю́т
Важно!
Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида с суф­фик­сом -ва- обра­зу­ют­ся от неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­лов.
  • созревать — созревая
  • узнавать — узнавая
  • успевать — успевая.

Какие глаголы не образуют деепричастий несовершенного вида

Учтем, что не все гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида могут обра­зо­вать соот­вет­ству­ю­щие дее­при­ча­стия:

1. гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-

  • киснуть
  • пикнуть
  • вякнуть
  • виснуть

2. гла­го­лы с осно­вой на -чь

  • влечь
  • беречь
  • сте­речь
  • течь

3. гла­го­лы с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на шипя­щий

  • писать — пишут
  • пахать — пашут
  • резать — режут

4. одно­слож­ные гла­го­лы с осно­вой на «и»

  • пить
  • вить
  • лить

5. гла­го­лы с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на соглас­ный

  • рвать — рвут
  • жать — жнут
  • лгать — лгут.

В раз­го­вор­ной речи встре­ча­ют­ся дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида с арха­ич­ным суф­фик­сом -учи-/-ючи-:

  • про­шел, крадучись неслыш­но на цыпоч­ках;
  • пере­ли­ва­ет­ся, играючи все­ми цве­та­ми раду­ги;
  • будучи уве­рен в сво­ей право­те.

Видеоурок «Деепричастия совершенного и несовершенного вида (7 класс)»

Скачать ста­тью: PDF
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 3