Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе грамматические признаки двух самостоятельных частей речи:
- глагола
- и прилагательного.
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
- бегущий мальчик — это мальчик, который сам бежит именно сейчас (действие в настоящем времени);
- мальчик (какой?) бегущий (признак предмета);
- унесенный ветром лист — это лист, который унес ветер (действие произвел другой предмет в прошедшем времени);
- лист (какой?) унесенный.
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
В русском языке различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
- щебетать — щебечущая птичка;
- любить — любящая внуков бабушка;
- колебать — колеблемый ветром тростник;
- опоздать — опоздавший пассажир;
- нарисовать — нарисованный пейзаж;
- сплести — сплетенная мастером корзинка;
- прополоть — прополотая грядка.
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
- рокочущий прибой;
- рокочущая волна;
- рокочущее произношение;
- рокочущие звуки.
Падеж | Мужской род | Женский род | Средний род | Мн. число |
---|---|---|---|---|
И. п. | играющий | играющая | играющее | играющие |
Р. п. | играющего | играющей | играющего | играющих |
Д. п. | играющему | играющей | играющему | играющим |
В. п. | играющего | играющую | играющее | играющих |
Т. п. | играющим | играющей | играющим | играющими |
П. п. | об играющем | об играющей | об играющем | об играющих |
В словосочетании и предложении причастие в полной форме согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения. В соответствии с этим причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Примеры
У плиты мы увидели хлопочущую хозяйку.
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Налетевший ветерок закачал подвешенный фонарь.
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
- увидеть — увидя;
- спешить — спеша;
- прочитать — прочитав;
- вырасти — выросши;
- напиться — напившись.
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Бегая от крыльца к калитке, во дворе громко лаяла рыжая собачонка.
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла и в то же время бегала.
Слово «бегая» обозначает добавочное действие к основному действию, обозначенному глаголом «лаяла».
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
Суффиксы причастий и деепричастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Деепричастия (Что делая? Что сделав?) | -а/-я | в деепричастиях несовершенного вида | убегая, чувствуя, стараясь, издеваясь, прижимаясь |
-в/-вши/-ши | в деепричастиях совершенного вида | сделав, увидев, попытавшись, поинтересовавшись, обрадовавшись, разбавивши, испёкши, бросивши | |
Причастия (Какой? Какая? Какое? Какие?) | -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- | в действительных причастиях настоящего времени | колющий, хохочущий, значащий, чистящий |
-ем-/-ом-, -им- | в страдательных причастиях настоящего времени | оттеняемый, закрепляемый, ведомый, руководимый, слышимый | |
-вш-/-ш- | в действительных причастиях прошедшего времени | отсыревший, уставший, построивший, отправившийся | |
-нн-/-енн, -т- | в страдательных причастиях прошедшего времени | оторванный, посеянный, увлеченный, расставленный, протертый, размолотый |
Раунд 1: решившийся на встречу (причастие) VS. решившись на встречу (деепричастие)
Не побеждает никто, т.к. в любом случае он придет на встречу, раз решился на это. Вывод: зачем лишняя форма
Раунд 2: часто играя с детьми он заметил их способность… VS часто играющий с детьми он заметил их способность
И так, и так он играет с детьми. Так зачем лишняя форма?
У нас население до сих пор «сдесь» и «здал» говорит. Какие уж там навороты ввиде причастий..
В своих рассуждениях вы не учитываете то, что причастие и деепричастие — это разные глагольные формы. Причастие обозначает признак предмета и является согласованным определением, которое уточняет, расширяет значение признака предмета, о котором идет речь, и в конечном итоге обогащает нашу речь.
А деепричастие обозначает добавочное действие и является обстоятельством в предложении, поясняя глагол-сказуемое. Это тоже важно для более образной и выразительной речи. Во всем мире отмечают богатство, красоту и выразительность русского языка.
Так о какой лишней форме идет речь?
Давайте все упростим донельзя и будем говорить и писать предложениями типа:
Весна пришла. Светит солнце. Он пришел. Я подошла.
В русском языке веками всё отшлифовано и настолько выкристаллизовалось за прошедшие столетия, что то, что оказалось ненужным, давным-давно ушло из языка за его ненадобностью.
Спасибо, напомнили мне мою молодость когда учился в пединституте
Это да, общая наша беда
У нас население до сих пор «сдесь» и «здал» говорит. Какие уж там навороты ввиде причастий.
подскажите, как правильно образовать деепричастия в таких примерах:
если от «напевать» => «напевая песню», то как в случае с «петь» => ?
ну, и со словами от «писать», «бежать» — тоже, слова отвечающие на вопрос «Что делая?»
Не от всех глаголов несовершенного вида можно образовать деепричастия.
Односложное слово «петь» не образует этой глагольной формы, как и глагол «бежать» (основа на шипящий), «писать».
А как обозначают деепричастие пожалуйста подскажите../)
как обстоятельство
Статья была полезной с точки зрения повторения. Но как рабочий материал тоже сойдет.
Спасибо, я раньше не понимал разницы между этими двумя формами.