Морфологический разбор деепричастия

Морфологический раз­бор дее­при­ча­стия — это опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков осо­бой гла­голь­ной фор­мы, обла­да­ю­щей при­зна­ка­ми гла­го­ла и наре­чия.

Укажем план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра дее­при­ча­стия. Приведем образ­цы раз­бо­ра дее­при­ча­стий совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида.

Прежде чем узнать, как выпол­ня­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор дее­при­ча­стия, напом­ним, что назы­ва­ет­ся дее­при­ча­сти­ем в рус­ском язы­ке.

Определение
Деепричастие — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым, и отве­ча­ет на вопро­сы что сде­лав? что делая?
  • (что делая?) про­гу­ли­ва­ясь, рас­смат­ри­вая;
  • (что сде­лав?) узнав, поощ­рив.

Грамматические признаки деепричастия

Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи — гла­го­ла и наре­чия. Деепричастия обра­зу­ют­ся от гла­го­лов, поэто­му сохра­ни­ли их неко­то­рые при­зна­ки:

  • вид (совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный);
  • пере­ход­ность (спо­соб­ность управ­лять суще­стви­тель­ным в фор­ме в.п. без пред­ло­га);
  • воз­врат­ность (нали­чие или отсут­ствие пост­фик­са -ся /-сь).

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся одно­вре­мен­но с основ­ным дей­стви­ем, обо­зна­чен­ным ска­зу­е­мым.

Мы идем по шат­ким мост­кам, хва­та­ясь за пери­ла.

Идем и хва­та­ем­ся одно­вре­мен­но.

Деепричастия совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит до нача­ла основ­но­го дей­ствия, одно­вре­мен­но с ним либо после основ­но­го дей­ствия.

Прищурившись, он посмот­рел на солн­це.

Прищурился, потом посмот­рел.

Деепричастия

Несовершенного вида

Совершенного вида

Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствиеОбозначают закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие
Отвечают на вопрос что делая?Отвечают на вопрос что сде­лав?
Образуются:
осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
Образуются:
осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
Примеры
слу­шая, думая, решаяпро­слу­шав, замах­нувшись, испекши

Вид, пере­ход­ность и воз­врат­ность дее­при­ча­стия опре­де­ля­ем по  гла­го­лу, от кото­ро­го была обра­зо­ва­на эта осо­бая фор­ма.

К при­ме­ру, дее­при­ча­стие «при­щу­рив­шись» обра­зо­ва­но от гла­го­ла «при­щу­рить­ся», кото­рый име­ет совер­шен­ный вид (что сде­лать?), явля­ет­ся воз­врат­ным (пост­фикс -сь) и непе­ре­ход­ным, так как все воз­врат­ные гла­го­лы непе­ре­ход­ные.

С наре­чи­ем эту осо­бую гла­голь­ную фор­му род­нит неиз­ме­ня­е­мость и син­так­си­че­ская функ­ция обсто­я­тель­ства в пред­ло­же­нии.

Так как дее­при­ча­стие неиз­ме­ня­е­мое сло­во, у него нет и не может быть непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков.

Выяснив эти грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, соста­вим план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра дее­при­ча­стия.

План морфологического разбора деепричастия

I. Часть речи. Общее зна­че­ние (вопрос; гла­гол, от кото­ро­го дее­при­ча­стие обра­зо­ва­но)

II. Морфологические при­зна­ки:

  • вид
  • пере­ход­ность
  • воз­врат­ность
  • неиз­ме­ня­е­мость

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор деепричастия

В соот­вет­ствии с этим пла­ном при­ве­дем при­ме­ры мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра дее­при­ча­стия.

Образцы морфологического разбора деепричастий

 Улыбнувшись, отец одоб­ри­тель­но похло­пал сына по пле­чу.

I. Слово «улыб­нув­шись» — это осо­бая фор­ма гла­го­ла — дее­при­ча­стие, обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие,, отве­ча­ет на вопрос что сде­лав? Образовано от гла­го­ла «улыб­нуть­ся».

II. Морфологические при­зна­ки:

  • совер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ное
  • воз­врат­ное
  • неиз­ме­ня­е­мое

III. Синтаксическая роль — обсто­я­тель­ство


Вороны и соро­ки, гал­дя, сидят в густых кро­нах дере­вьев.

I. Слово «гал­дя» — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма — дее­при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие, отве­ча­ет на вопрос что делая? Образовано от гла­го­ла «гал­деть».

II. Морфологические при­зна­ки:

  • несо­вер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ное
  • невоз­врат­ное
  • неиз­ме­ня­е­мое

III. Синтаксическая роль — обсто­я­тель­ство


Над окрест­но­стя­ми вста­ет круг­лая луна, зали­вая все блед­ным све­том.

I. Слово «зали­вая» — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма — дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми (дее­при­част­ный обо­рот), обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что делая? Образовано от гла­го­ла «зали­вать».

II. Морфологические при­зна­ки:

  • несо­вер­шен­ный вид
  • пере­ход­ное
  • невоз­врат­ное
  • неиз­ме­ня­е­мое

III. Синтаксическая роль — обсто­я­тель­ство


Свернув впра­во, тро­пин­ка выве­ла нас к реке.

I. Слово «свер­нув» — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма — дее­при­ча­стие, обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лав? Образовано от гла­го­ла «свер­нуть»

II. Морфологические при­зна­ки:

  • совер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ное
  • невоз­врат­ное
  • неиз­ме­ня­е­мое

III. Синтаксическая роль — обсто­я­тель­ство.

Видеоурок «Морфологический разбор деепричастия (7 класс)»

Скачать ста­тью: PDF
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 2