Морфологический разбор местоимений

Морфологический раз­бор место­име­ний, при­над­ле­жа­щих к раз­ным семан­ти­че­ским раз­ря­дам, выпол­ня­ет­ся с ука­за­ни­ем их посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков.

Что такое морфологический разбор местоимения?

В рус­ском язы­ке каж­дая само­сто­я­тель­ная часть речи обла­да­ет набо­ром посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Морфологический раз­бор частей речи состо­ит в зна­нии и ука­за­нии этих при­зна­ков.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, но кон­крет­но не обо­зна­ча­ет их.

По сво­им мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам место­име­ния сопо­ста­ви­мы с дру­ги­ми частя­ми речи. Исходя из этой осо­бен­но­сти, сло­ва этой части речи, ука­зы­ва­ю­щие на пред­мет, назы­ва­ют местоимениями-существительными (я, ты, некто, что), на при­знак — местоимениями-прилагательными (любой, какой-то, неко­то­рый), на коли­че­ство — местоимениями-числительными (столь­ко, сколь­ко, несколь­ко).

К каж­дой груп­пе при­над­ле­жат место­име­ния раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов, кото­рые обла­да­ют опре­де­лен­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми в зави­си­мо­сти от того, какую часть речи они заме­ща­ют в речи.

Морфологический раз­бор место­име­ний вклю­ча­ет грам­ма­ти­че­скую и син­так­си­че­скую харак­те­ри­сти­ку слов этой части речи.

Порядок морфологического разбора

В раз­бо­ре место­име­ния как части речи ука­зы­ва­ют как посто­ян­ные, так и непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки, а так­же его син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии.

Укажем основ­ные грам­ма­ти­че­ские харак­те­ри­сти­ки, кото­рые сле­ду­ет учесть, что­бы выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор место­име­ния:

1. общее зна­че­ние место­име­ния: ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство;

2. на какой вопрос отве­ча­ет: кто? что? какой? чей? сколь­ко? (вопрос может быть в любой падеж­ной фор­ме);

3. Морфологические при­зна­ки:

а) посто­ян­ные при­зна­ки

раз­ряд по зна­че­нию:

  • лич­ное
  • воз­врат­ное
  • при­тя­жа­тель­ное
  • вопро­си­тель­ное
  • отно­си­тель­ное
  • отри­ца­тель­ное
  • неопре­де­лен­ное
  • опре­де­ли­тель­ное
  • ука­за­тель­ное

лицо (у лич­ных место­име­ний)

б) непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки

  • падеж
  • чис­ло (если име­ет­ся)
  • род (если име­ет­ся)

4. Синтаксическая роль место­име­ния в пред­ло­же­нии:

  • под­ле­жа­щее
  • часть ска­зу­е­мо­го
  • допол­не­ние
  • опре­де­ле­ние
  • обсто­я­тель­ство

План разбора местоимения

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

II. Морфологические при­зна­ки:

  1. началь­ная фор­ма — име­ни­тель­ный падеж, един­ствен­ное чис­ло (кро­ме лич­ных место­име­ний «мы», «вы»);
  2. раз­ряд по зна­че­нию;
  3. лицо (у лич­ных место­име­ний);
  4. падеж
  5. чис­ло (если име­ет­ся);
  6. род (если име­ет­ся).

III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор местоимения

Примеры морфологического разбора местоимений

1.Проведем мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор местоимения-существительного.

Парнишка сорвал ябло­ко и сунул себе в кар­ман.

Себе — место­име­ние, ука­зы­ва­ет на пред­мет;

  • началь­ная фор­ма — ;
  • воз­врат­ное;
  • датель­ный падеж.

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся обсто­я­тель­ством.

2.Укажем поря­док мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра местоимения-прилагательного.

Учтем, что началь­ная фор­ма место­име­ний, заме­ща­ю­щих при­ла­га­тель­ные, — это име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода. У таких место­име­ний име­ют­ся непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки паде­жа, чис­ла и рода, как и у при­ла­га­тель­ных.

Это зда­ние нашей шко­лы.

Нашей — место­име­ние, ука­зы­ва­ет на при­знак.

  • началь­ная фор­ма — наш;
  • при­тя­жа­тель­ное;
  • роди­тель­ный падеж;
  • един­ствен­ное чис­ло;
  • жен­ский род.

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся согла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

3.Морфологический раз­бор местоимения-числительного.

От него не было вестей несколь­ко недель.

Несколько (недель) — место­име­ние, ука­зы­ва­ет на коли­че­ство.

  • началь­ная фор­ма — несколь­ко;
  • неопре­де­лен­ное;
  • вини­тель­ный падеж.

В пред­ло­же­нии с суще­стви­тель­ным «недель» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла состав­ля­ет неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние, кото­рое явля­ет­ся обсто­я­тель­ством вре­ме­ни.

Видеоурок

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings