Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова. Слово «морфема» является лингвистическим термином, истоки которого найдем в греческом языке.
Что такое морфема?
Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:
в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:
- при- — это приставка, обозначающая приближение;
- -лет- — это корень, имеющий лексическое значение, связанное с передвижением в воздухе с помощью крыльев (у птиц) или специальных механизмов (у самолета, вертолета, ракеты) или свободного парения (листьев деревьев, тополиного пуха, парашютистов и пр.)
- -е- — древний словообразовательный суффикс глагола, который обозначает «что-то делать, производить действие»;
- -л- — суффикс прошедшей формы глагола, который указывает на то, что действие уже состоялось;
- -и- — это окончание, которые имеет грамматическое значение множественного числа.
Дадим точное определение, что такое морфема.
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
- главная морфема — корень слова;
- аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
- интерфиксы и соединительные гласные.
Морфемы и морфемный состав слов изучает раздел науки о языке, который называется морфемика.
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончания выражают различные грамматические значения, например:
- принести — принес (м.р.) — принесла (ж.р.), принесло (ср.р.), принесли (мн. ч.);
- дорога (ж.р. ед.ч.) — дороги (мн. ч.):
- смо́трите (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).
У некоторых слов окончание является нулевым.
Основа слова
Будем иметь в виду, что окончание и некоторые формообразующие суффиксы и постфиксы не включаются в основу слова.
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
- глаза — основа глаз-;
- уходила — основа уходи-;
- светящийся — основа свет-.
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
- простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
- сложная, содержащая два и более корней.
Например:
- словечко: словечк- простая основа (слов- корень);
- землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
- сестра
- гроза
- пестрый
- когда
- чуть.
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
- сестринский — сестринск-;
- предгрозовой — предгрозов-;
- пестрота — пестрот-.
- весна → весенний;
- холодный → холодность;
- петь → певец.
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
- -уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
- -трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
- -прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.
Аффиксальные морфемы
Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.
- Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов: учить — учитель;
- Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и имеют только грамматическое значение: стоять — стоял.
Приставка
Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:
- ходить — уходить, приходить, заходить, переходить, отходить, входить, исходить;
- бежать — прибежать, забежать, убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, избежать.
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс
Например:
Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:
- теплый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
- плавать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
- склонять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
- весело — весел-ее.
В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.
Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:
- глаза — глазки;
- шар — шарик;
- мешок — мешочек;
- зима — зимушка;
- стекло — стёклышко;
- утро — утречко;
- грязь — грязища.
Постфикс
Постфикс (лат. post — «после», fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.
Например, постфиксы образуют новые слова:
- что — что-то;
- как — как-нибудь;
- где — где-либо.
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
- славить — славиться;
- строить — строиться;
- бросать — бросаться.
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
- улыба-ть-ся — улыба_ся;
- нрави-ть-ся — нрави_ся;
- доби-ть-ся — доби_ся.
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
- сидеть — сидите;
- стоять — стойте;
- плакать — плачьте.
Интерфиксы и соединительные гласные
Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:
- сух-о-фрукты;
- овощ-е-хранилище;
- птиц-е-лов;
- пят-и-томник;
- тр-ёх-палубный пароход;
- дв-у-стишие;
- дв-ух-уровневая квартира.
Современные школьники изучают основы лингвистики, и практически поголовно безграмотны! Они ничего не читают, не могут выразить простых мыслей, у них минимальный словарный запас, как у Эллочки-людоедки. Но зато им в головы вбивают совершенно лишние и сложные для восприятия термины в этом возрасте! Мы же, которым посчастливилось учиться в советской школе, не знаем никаких префиксов и аффиксов, а заодно и морфем и иже с ним, но почему-то, в основном, имхо, не менее 50% окончивших школу хотя бы на твёрдую «3», до сих пор вполне грамотны, можем говорить и даже писать понятным и вполне литературным языком! Зачем тратить время на всю эту лабуду? Зачем засорять современным школьникам мозги? Полагаю, что 90%-ам это все никогда не понадобится. При этом, они не имеют ни времени, ни желания читать! Они просто не умеют говорить! Кто составлял эти программы? Что у чиновников от образования с головой, с мозгами?
Я с Вами абсалютно согласна!!! Когда я ходила в школу, я любила её, когда пошли в школу мои дети, я её — ненавижу! P.S. Мама детей 8го и 4го класса.
Ничего не поняла
надо понимать
«Кто составлял эти программы? Что у чиновников от образования с головой, с мозгами?» Абсолютно согласна с этими вопросами Марины. Но я хотела бы задать ещё один вопрос: когда эта программа будет пересмотрена в пользу программ советского времени???
Моя любимая тема Это очень хорошо я понимала
зачем так усложнять?Время показывает, что мы, ученики советской школы, не знали такой градации и русский язык знаем лучше, чем нынешние выпускники не только школ, но и выпускники -филологи.
представляется, что морфемы , префиксы , флексии и т.д. — это для того, чтобы ребенок не знал родного русского языка. Необходимо срочно пересмотреть программы!!
Читая слова «аффикс, префикс, постфикс, интерфикс, суффикс» задумываюсь, это случаем не очередные превращения феечек Винкс?😅
Назови морфемы, образующие новые слова и формы одного и того же слово. Дай их опеределения. Произведи морфемный разбор слов. В скобках укажи часть речи
Радость, радоваться,радостный, радосно , нерадостный.
Назови морфемы, образующие новые слова и формы одного и того же слово. Дай их опеределения. Произведи морфемный разбор слов. В скобках укажи часть речи
Радость, радоваться,радостный,
Словообразующая, формообразующая. Аффикс!!!?