Упражнения и тест «Правописание безударных гласных в корне слова»

Упражнение 1

Вставьте без­удар­ные глас­ные, най­ди­те про­ве­роч­ные сло­ва.

Объед…нение, вопл…щение, обог…щение, прод…лжение, уд…вление; р…скошный, разъ…ренный, пренебр…жительный, уж…сающий, ст…снительный; разоч…ровать, исс…кать, распор…диться, возр…дить, изм…нить; скр…пить листы — скр…петь перья­ми; раск…лить желе­зо — раск…лоть поле­но; не об…жать сла­бых — об…жать всю тер­ри­то­рию; овл…деть зна­ни­я­ми, люби­мый препод…ватель, пол…тический ком­про­мисс, все­об­щее пок…яние, ч…столюбивый чело­век, за…вление пра­ви­тель­ства, озн…меновать собы­тие, рос­сий­ское гр…жданство.

Упражнение 2

Объясните пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов, обра­щая вни­ма­ние на их зна­че­ние.

  • Ч…стота экс­пе­ри­мен­та — ч…стота волн;
  • разр…дить атмо­сфе­ру — разр…дить посе­вы;
  • спл…тить еди­но­мыш­лен­ни­ков — запл…тить долг;
  • спу­стить­ся в цве­ту­щую д…лину — быть вд…леке от дома;
  • сп…шите видеть — сп…шите дан­ные;
  • обл…ченный вла­стью — обл…ченный судом.

Упражнение 3

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы, подо­брав про­ве­роч­ные сло­ва.

Охр…нять (склад), вл…стелин, ук…р…тить (пла­тье), кр…тчайший, сокр…щение, прохл…дительные (напит­ки), г…л…вной (отряд), з…лотая (цепоч­ка), поздр…вление, чер…довать, (выгля­деть) пом…л…девшим, пост…ронние, подб…родок, загр…дительные (соору­же­ния).

Упражнение 4

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы, най­ди­те про­ве­роч­ные сло­ва. Выясните, в каких род­ствен­ных сло­вах про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных о — а в корне. Объясните, поче­му эти сло­ва нель­зя исполь­зо­вать в каче­стве про­ве­роч­ных.

Оп…здать, укор…тить, разбр…сать, вопл…щать, выр…внять, отк…пать, выд…лбить, раскр…ить.

Упражнение 5

Вставьте непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные.

В…стибюль, акк…мп…немент, об…яние, нав…ждение, возр…жать, пан…рама, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, импр…визация, к…мб…незон, экстрав…гантный.

Упражнение 6

Перепишите сло­ва, под­чер­ки­вая непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. Объясните зна­че­ния дан­ных слов и составь­те с ними пред­ло­же­ния.

Образец:

Альманах — сбор­ник про­из­ве­де­ний раз­лич­ных авто­ров. Вскоре был выпу­щен аль­ма­нах.

Аплодировать, интел­ли­гент­ный, кон­фликт, интел­лект, ком­пе­тент­ность, лако­нич­ный, дис­кри­ми­на­ция, рефе­рен­дум.

Упражнение 7

Расставьте уда­ре­ние в сло­вах и объ­яс­ни­те пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных, под­би­рая род­ствен­ные сло­ва с удар­ны­ми глас­ны­ми.

Бичевать, бла­го­во­ле­ние, вда­ле­ке, выздо­ро­веть, допозд­на, дрях­леть, еди­нич­ный, зако­лоть, зака­лить, запе­ва­ла, истре­пать, изло­мать, кня­же­ние, лек­то­рий, леп­ни­на, минер, нава­рить, нако­валь­ня, наго­ро­дить, зали­вать, кито­вый, смяг­че­ние, при­тес­нять, ста­ро­жил, осто­рож­ный, удив­лять­ся, обод­рён­ный, оде­ре­ве­не­лый, уда­лить­ся, уплот­нить, запла­тить, щед­ро­та.

Упражнение 8

Перепишите, встав­ляя про­пу­щен­ные бук­вы. Объясните напи­са­ние слов с про­пу­щен­ны­ми бук­ва­ми.

  1. Море после штор­ма все еще дыша­ло хол…дом и не дава­ло солн­цу нак…лить воз­дух. Когда же на солн­це наплы­ва­ло тол­стое обл…чко, в…терок уси­ли­вал­ся. Тр…пинка сна­ча­ла п…тляла сре­ди невы­со­ких х…лмов, затем пря­мо и силь­но т…нула вверх, сквозь густой, п…хучий оре­хо­вый лес (Наг.).
  2. В при­ро­де зве­ри, пти­цы, насе­ко­мые раз­де­ля­ют­ся на дн…вных и н…чных. Неужели же люди, в кото­рых собр…на вся при­ро­да, за срав­ни­тель­но к…роткое вре­мя сво­е­го суще­ство­ва­ния на з…мле сгла­ди­ли в себе это к…ренное отли­чие? (Пришв.).
  3. Михаил выт…нул губы и попро­бо­вал подр…жать соло­вью (Алекс.).
  4. Музыка, кото­рую я слы­шал в дет­стве, перел…милась во мне, закам…нела, а те ее взле­ты к небу, к зв…зде, от кото­рых я пла­кал когда-то, раств…рились в серд­це (Аст.).
  5. В пол­ночь над гор…дом прок…тился т…желый гул. Ветер вл…тел в окно, вздул зан…вески и сно­ва умчал­ся (Пауст.).
  6. Щука м…тнулась, рыбак св…лился в л…дяную воду, но не выпу­стил из рук остро­ги, скрыл­ся под в…дой, выныр­нул воз­ле льда, выл…з и вытя­нул усм…ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 9

Перепишите, встав­ляя про­пу­щен­ные бук­вы. Проверьте по сло­ва­рю напи­са­ние слов с про­пу­щен­ны­ми глас­ны­ми.

I.

  1. К…нарейка завер­те­ла хоро­шень­кой х…хлатой голов­кой, накло­няя ее вниз и набок (Купр.).
  2. Порой в эти гром­кие голо­са птиц вли­ва­лась и тихая песен­ка к…ноплянки (М. Г.).
  3. Зеленые г…рлянды дубо­вых листьев, пере­ме­шан­ные с буке­та­ми астр, г…оргинов, л…вкоев и гв…здики, обви­ва­ли сп…рально сталь­ной кор­пус маши­ны (Купр.).
  4. Все заня­ли цыгане, кото­рые наве­ли целый т…бун лоша­дей, кры­тых п…понами (Буи ).
  5. Крейсера как не быва­ло. Только обла­ко пара и дыма густо заклу­би­лось над местом, к…т…строфы (Н.-Приб.).
  6. Настанет вре­мя (и оно не за гора­ми), рус­ский язык нач­нут изу­чать по всем м…р…дианам зем­но­го шара (А. Т.)
  7. Море непре­рыв­но кру­тя­щи­ми­ся вала­ми ок…ймляло берег (Бун.).
  8. Лес щедр на раз­вле­че­ния. То с вет­ки на вет­ку пере­ско­чит бел­ка, то, оглу­ши­тель­но захло­пав кры­лья­ми, вырвет­ся из оре­хо­во­го куста т…терка (Сол.).
  9. Мы спу­сти­лись в д…лину и, как толь­ко нашли воду, тот­час же оста­но­ви­лись сре­ди дубо­во­го ред­ко­ле­сья (Аре.).
  10. Месяц скрыл­ся уже за близ­ким г…р…зонтом чер­ных гор, кото­рые вид­не­лись напра­во, и бро­сал на вер­хуш­ки их сла­бый и дро­жа­щий полу­свет, рез­ко про­ти­во­по­лож­ный с непро­ни­ца­е­мым мраком,покрывавшим их подош­вы (Л. Т.).

II.

Ав…кадо, алг…ритм, б…калавр, гл…диатор, д…ндрарий, к…н…патый, м…ринист, прокл…мация, в…н…грет, г…рельеф, заб…тонировать, к…л…нча, к…рогаз, к…мп…новать, люм…н…сценция, ф…соль, б…кл…жан,г…рпун, гр…м…здить, зак…ченелый, л…кв…дировать, м…золь, об…гренный, п…рл…мутр, форв…рд, акв…рель, б…атлон, в…трушка, в…рн…саж.

III.

Заинд…велый, к…рбюратор, к…росин, к…горта, л…ванда, м…л…нхолик, м…заика, н…ктюрн, п…мфлет, п…т…кантроп, в…девиль, д…летант, ид…ал…зация, к…нгуру, н…в…ждение, об…грить, пер…скоп, р…зеда, ф…рватер, г…г…мония.

Упражнение 10

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы; объ­яс­ни­те свой выбор.

  • Пол_скать соба­ку, пол_скать белье;
  • зна­ме­на разв_ваются, разв_вающиеся кон­так­ты;
  • раздр_жать маму, задр_жать от холо­да;
  • об_жать ста­ди­он, об_жать малы­ша;
  • пок_рать обид­чи­ка, пок_рить вер­ши­ну;
  • обл_гчить ношу, обл_чить ложь;
  • просл_влять героя;
  • благосл_влять на подвиг;
  • прож_вать хлеб, прож_вать в доме;
  • упл_тить дол­ги;
  • дост_жения в спор­те;
  • прив_дение к зна­ме­на­те­лю, похож на прив_дение;
  • д_лекий ого­нек, расст_латься по д_лине;
  • пос_деть от горя, пос_дел на ска­мей­ке;
  • уда­рить оз_мь, созре­ва­ет оз_мь;
  • сокр_тить рас­хо­ды;
  • прекр_тить ссо­ру;
  • прим_рять костюм, прим_рять поссо­рив­ших­ся;
  • работ­ни­ки просв_щения;
  • скр_пить дого­вор п_чатью;
  • зав_зировать доку­мент;
  • зав_зался спор;
  • упл_тнить гра­фик рабо­ты.

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

1. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «а»?

  1. препод..вать, пол..гается, упр..щать;
  2. предст..влять, предназн..чение, дек..рация;
  3. д..роженька, ф..нтазия, л..боратория;
  4. пригл..шать, уг..сать, выр..сти.

2. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­но «и»?

  1. проб..раться, соед..нение, от..гощать;
  2. забл..стел, разв..вать ум, приор..тет;
  3. прив..легированный, пост..лать, изв..нился;
  4. прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно.

3. В каком ряду во всех сло­вах пишет­ся бук­ва «о»?

  1. обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия;
  2. з..ря, г..лантерея, пок..яние;
  3. выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп;
  4. укр..щать, предл..жение, зап..нки.

4. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «е»?

  1. б..режливый, выб..рем, выб..раем;
  2. соб..рут, в крас­ном б..рете, разб..раться;
  3. т..рраса, ст..реть с дос­ки, пот..рять;
  4. раст..ряться, т..рмометр, раст..рание;

5. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед;
  2. к..сающийся, изл..жение, п..стух;
  3. выр..сла, декл..рировать, опр..вдать;
  4. медик..менты, к..нтинент, мини..тюра.

6. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. благосл..вить, сокр..щать, р..скошный;
  2. предв..рительно, ск..кать, изби­ра­тель­ная к..мпания;
  3. безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ;
  4. предпол..жительно, прор..стать, п..норама.

7. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение;
  2. ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая;
  3. ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать;
  4. обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание.

8. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. ст..рательно, прик..снуться, кв..танция;
  2. эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать;
  3. пре..бладать, п..чать, тор..пясь;
  4. осл..жненный, м..лькают, м..тодика.

9. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. выцв..сти, л..тучий, обж..гание;
  2. в..ршина, подд..ржать, сож..лея;
  3. нар..стание, загр..мождать, обн..женный;
  4. дел..гат, перег..реть, об..зательный.

10. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. пригл..шать, уг..сать, выр..сти;
  2. предст..влять, предназн..чение, дек..рация;
  3. д..роженька, ф..нтазия, л..боратория;
  4. препод..вать, пол..гается, упр..щать.

11. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. с..мейный, ч..ловечество, оз..рять;
  2. м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться;
  3. возвр..щение, согр..вать, л..рический;
  4. гл..внейший, преод..ление, д..намичный.

12. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. умн..жать, напр..вление, фин..нсист;
  2. р..альный, ск..зание, м..тинговать;
  3. м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться;
  4. мин..ральный, зап..саться, повт..рение.

13. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. нагр..вать, стр..мление, подж..гатель;
  2. под..рить, хв..стун, просл..вляя;
  3. переб..решь, к..варный, ст..рона;
  4. об..яние, прик..снуться, л..скающий.

14. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. в..зти, к..пучий, взр..стить;
  2. выт..рать, р..гламент, огр..жденный;
  3. ед..ница, приз..мляясь, оп..здать;
  4. пр..зидиум, пож..мать, см..гченный.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

Источник: videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/126

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings