Примеры предложений с причастиями из художественной литературы

Предложения с причастиями и причастными оборотами часто встречаются в произведениях художественной литературы.

Сначала вспомним, что называется причастием.

Причастие — это особая форма глагола с признаками прилагательного, которая отвечает на вопросы: какой? какая?  какое?  какие?

Более подробно об этой форме глагола узнаем из статьи «Признаки причастия».

Причастие, по нашим наблюдениям, принадлежит книжным стилям речи. Часто оно встречается в художественной стиле, реже — в публицистике. В своих произведениях писатели охотно используют причастие и причастный оборот для того, чтобы нарисовать образную картину действительности, вызвать яркое впечатление у читателя и высказать свое отношение к природе, человеку и окружающему миру.

В предложениях полные причастия являются определениями или частью составного именного сказуемого. Причастия в краткой форме — это сказуемые.

Примеры предложений с полными причастиями

Месяц, чётко оттеняемый светлым сумраком, бледнел над лесами. Ели, отягощенные снежными клубами, изменили очертания, но безмолвствовали (В. Белов).

Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы (А.П. Чехов)

Если идти по тропинке, ведущей к избушке лесника, то попадешь в густые заросли черемухи (В. Солоухин).

Я скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимыми оленями травой, паслась самка оленя и возле неё в тени лежал какой-то жёлтый кружочек (М. Пришвин).

Наконец-то закончились дожди и установилась сухая ясная погода. Это было кстати, и бурундучок выбежал из норы к поваленному бурей дереву и стал раскладывать на нем свои запасы, чтобы пообсушивались на солнышке, пообветривались, чтобы не заплесневели, не испортились за долгую зиму (С. Воронин).

Старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки  по углам ограды были жутки своей заброшенностью (И. Бунин).

Когда солнце село и из лощины потянуло влажным холодом, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами. Мы въехали в узкую, уже потемневшую улицу, заросшую вётлами (В. Вересаев).

Наутро мы подымались на гору, сплошь покрытую осыпями (А. Арсеньев).

Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший (Г. Скребицкий).

То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи (А. Куприн).

Наступила ночь. Туман, лежавший доселе на поверхности воды, поднялся кверху и превратился в тучи (А. Арсеньев).

Дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Толстой).

В середине апреля два гусеничных трактора поволокли сквозь тайгу доверху груженные всякой всячиной, тяжелые, сработанные из лиственничных бревен санные прицепы на новое место (П. Проскурин).

Примеры предложений с краткими причастиями

Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их мелкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покрывала (А. Куприн).

Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было всё наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мхом (М. Пришвин).

Широкий подъезд на улицу закрыт наглухо, окна занавешены шторами (А. Толстой).

Голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари (А. Куприн).

Передняя комната оштукатурена и расписана каким-то самоучкой в кувшинки и лилии. Снаружи дом, крыльцо, лесенка выкрашены в глянцевитую охру… Земляной пол пол утрамбован и  чисто подметен. Ни мусоринки, ни соломинки! (В. Солоухин)

Вспоминаю быструю хрустальную речку, через которую положено желтое бревно (В. Солоухин).

Лежишь, словно в воздухе. Постель слева отгорожена от двери камышовой ширмой, сплошь жёлтой, с плавными сгибами (В. Набоков).

Был там и покрытый легким пушком крыжовник, розовая вперемешку с черной смородина, свежесплетенная из тончайших прутьев белоснежная корзиночка. Это, наконец, кусочек пчелиных сотов, из которых не выкачан мёд и который дожидался нашего прихода (М. Алексеев).

Каждый придел (храма Василия Блаженного) раскрашен снаружи особенною краской, как будто они не были выстроены в одно время, как будто каждый владетель Москвы в продолжение многих лет прибавлял по одному (М. Лермонтов).

Пятнистый тротуар был устлан черными шелковыми кружевами (И. Бунин).

Каменные лестницы около дворца были освещены зарей (К. Паустовский).

Тихая речка была скрыта под зеленью кувшинок (А. Куприн).


ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *