Что такое морфема в русском языке?

Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова. Слово «морфема» является лингвистическим термином, истоки которого найдем в греческом языке.

Узнаем, что такое морфема в русском языке, какие бывают морфемы в слове, что они обозначают и как их выделить.

Что такое морфема?

Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:

в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:

  • при- — это приставка, обозначающая приближение;
  • -лет- — это корень, имеющий лексическое значение, связанное с передвижением в воздухе с помощью крыльев (у птиц) или специальных механизмов (у самолета, вертолета, ракеты) или свободного парения (листьев деревьев, тополиного пуха, парашютистов и пр.)
  • -е- — древний словообразовательный суффикс глагола, который обозначает «что-то делать, производить действие»;
  • -л- — суффикс прошедшей формы глагола, который указывает на то, что действие уже состоялось;
  • -и- — это окончание, которые имеет грамматическое значение множественного числа.

Дадим точное определение, что такое морфема.


Определение
Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.

Что такое морфема

Виды морфем

В русском языке различают несколько видов морфем:

  1. главная морфема — корень слова;
  2. аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
  3. интерфиксы и соединительные гласные.

Морфемы и морфемный состав слов изучает раздел науки о языке, который называется морфемика.

При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.

Окончание

Определение
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (новый ученик), управления (письмо брату) или связи подлежащего со сказуемым (я иду, ты идёшь).

Окончание

Окончания выражают различные грамматические значения, например:

  • принести — принес   (м.р.) — принесла (ж.р.), принесло (ср.р.), принесли (мн. ч.);
  • дорога (ж.р. ед.ч.) — дороги (мн. ч.):
  • смо́трите  (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).

У некоторых слов окончание является нулевым.

Основа слова

Будем иметь в виду, что окончание и некоторые формообразующие суффиксы и постфиксы не включаются в основу слова.


Определение
Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов.

Основа слова

Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).

Например:

  • глаза — основа глаз-;
  • уходила — основа уходи-;
  • светящийся — основа свет-.

Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:

  • простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
  • сложная, содержащая два и более корней.

Например:

  • словечко: словечк- простая основа (слов- корень);
  • землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).
Основа слова бывает производная и непроизводная.

Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:

  • сестра
  • гроза
  • пестрый
  • когда
  • чуть.

Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:

  • сестринский — сестринск-;
  • предгрозовой — предгрозов-;
  • пестрота — пестрот-.

Определение
Основа, которая образует новое слово с помощью аффиксов, называется производящей.

  • весна → весенний;
  • холодный → холодность;
  • петь → певец.

Корень — главная морфема слова

В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:

  • -уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
  • -трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
  • -прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.

Корень слова

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.

  • Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов: учить — учитель;
  • Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и имеют только грамматическое значение: стоять — стоял.

Аффикс это

Приставка

Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:

  • ходить — уходить, приходить, заходить, переходить, отходить, входить, исходить;
  • бежать — прибежать, забежать, убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, избежать.

В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.

Префикс приставка

Суффикс

Определение
Суффикс — это морфема, которая находится сразу после корня и служит для образования новых слов.

Например:

  • гриб → грибник;
  • победить → победитель;
  • резать → резчик;
  • заяц → зайчонок;
  • серебро → серебристый.

Суффикс

Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:

  • теплый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
  • плавать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
  • склонять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
  • весело — весел-ее.

В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.

Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:

  • глаза — глазки;
  • шар — шарик;
  • мешок — мешочек;
  • зима — зимушка;
  • стекло — стёклышко;
  • утро — утречко;
  • грязь — грязища.

Постфикс

Постфикс (лат. post — «после»,  fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.


Определение
Постфикс — морфема, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или форм слов.

Например, постфиксы образуют новые слова:

Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:

  • славить — славиться;
  • строить — строиться;
  • бросать — бросаться.

При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:

  • улыба-ть-ся — улыба_ся;
  • нрави-ть-ся — нрави_ся;
  • доби-ть-ся — доби_ся.

Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:

  • сидеть — сидите;
  • стоять — стойте;
  • плакать — плачьте.

Постфикс

Интерфиксы и соединительные гласные

Определение
Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями.

Интерфикс

Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:

  • сух-о-фрукты;
  • овощ-е-хранилище;
  • птиц-е-лов;
  • пят-и-томник;
  • тр-ёх-палубный пароход;
  • дв-у-стишие;
  • дв-ух-уровневая квартира.

Видеоурок

Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 4.6. Проголосовало: 60
  1. Марина says:

    Современные школьники изучают основы лингвистики, и практически поголовно безграмотны! Они ничего не читают, не могут выразить простых мыслей, у них минимальный словарный запас, как у Эллочки-людоедки. Но зато им в головы вбивают совершенно лишние и сложные для восприятия термины в этом возрасте! Мы же, которым посчастливилось учиться в советской школе, не знаем никаких префиксов и аффиксов, а заодно и морфем и иже с ним, но почему-то, в основном, имхо, не менее 50% окончивших школу хотя бы на твёрдую «3», до сих пор вполне грамотны, можем говорить и даже писать понятным и вполне литературным языком! Зачем тратить время на всю эту лабуду? Зачем засорять современным школьникам мозги? Полагаю, что 90%-ам это все никогда не понадобится. При этом, они не имеют ни времени, ни желания читать! Они просто не умеют говорить! Кто составлял эти программы? Что у чиновников от образования с головой, с мозгами?

    • Светлана says:

      Я с Вами абсалютно согласна!!! Когда я ходила в школу, я любила её, когда пошли в школу мои дети, я её — ненавижу! P.S. Мама детей 8го и 4го класса.

  2. Аноним says:

    Ничего не поняла

  3. Наталья says:

    «Кто составлял эти программы? Что у чиновников от образования с головой, с мозгами?» Абсолютно согласна с этими вопросами Марины. Но я хотела бы задать ещё один вопрос: когда эта программа будет пересмотрена в пользу программ советского времени???

  4. Надя says:

    Моя любимая тема Это очень хорошо я понимала

  5. Лариса says:

    зачем так усложнять?Время показывает, что мы, ученики советской школы, не знали такой градации и русский язык знаем лучше, чем нынешние выпускники не только школ, но и выпускники -филологи.

  6. Лариса says:

    представляется, что морфемы , префиксы , флексии и т.д. — это для того, чтобы ребенок не знал родного русского языка. Необходимо срочно пересмотреть программы!!

  7. Jay Stone says:

    Читая слова «аффикс, префикс, постфикс, интерфикс, суффикс» задумываюсь, это случаем не очередные превращения феечек Винкс?😅

  8. Акнур says:

    Назови морфемы, образующие новые слова и формы одного и того же слово. Дай их опеределения. Произведи морфемный разбор слов. В скобках укажи часть речи
    Радость, радоваться,радостный, радосно , нерадостный.

  9. Alinachka says:

    Назови морфемы, образующие новые слова и формы одного и того же слово. Дай их опеределения. Произведи морфемный разбор слов. В скобках укажи часть речи
    Радость, радоваться,радостный,

  10. Светлана says:

    Словообразующая, формообразующая. Аффикс!!!?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *