Слово «ели» в зависимости от контекста является существительным «ель» в форме множественного числа или формой глагола «есть» прошедшего времени множественного числа.
Чтобы определить, к какой части речи принадлежит слово «ели» в русском языке, нужен конкретный контекст. С этой целью рассмотрим это слово в предложениях:
Голубые ели смотрят верхушками в ночное звёздное небо.
Набегавшись во дворе, ребятишки с аппетитом ели горячую кашу.
В первом предложении слово «ели» обозначает предмет и отвечает на вопрос что? У него имеется определение:
ели (какие?) голубые.
Его начальной формой является слово «ель», которое обозначает вечнозеленое хвойное дерево с тонкими иголками и длинными чешуйчатыми шишками. По этим грамматическим и смысловым признакам установим, что в первом примере используется самостоятельная часть речи — имя существительное.
Во втором предложении абсолютно одинаково звучащее слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
дети (что делали?) ели.
Значит, это слово принадлежит к другой самостоятельной части речи в русском языке. Назовем его глаголом.
В этих предложениях интересующее нас слово выступает в роли двух частей речи: существительного и глагола.
Анализируемые созвучные слова — это типичные омоформы:
- (что?) ели — форма множественного числа неодушевленного существительного «ель»;
- дети (что делали?) ели — форма глагола «есть» (принимать пищу) изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа.
Различаем эти слова разных частей речи в контексте, например:
Какой бы лютый холод не был,
И как бы вьюги не гудели,
Стоят и смотрят гордо в небо
Зелёные, как летом, ели.Н. Гончаров
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Снег февральский,
Слабый-слабый,
Мялся под рукой,
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.А. Барто
Итак, выявление значения и грамматических признаков слова поможет в определении его принадлежности к определенной самостоятельной части речи в любом высказывании.