В древнерусском языке существовала довольно сложная система склонения существительных, которая сейчас неизвестна большинству.
В древности в русском языке использовалось 15 падежей, и только 6 падежей сохранилось в современном языке. Их изучают в школе.
1) Именительный падеж — кто? что?
2) Родительный падеж — нет кого? чего?
3) Дательный падеж — дать кому? чему? (определяет объект-адресат или конечную точку действия)
4) Винительный падеж — вижу кого? что? (обозначает непосредственный объект действия)
5) Творительный падеж — творю кем? чем? (определяет инструмент, вид занятия (работаю учителем), некоторые виды временной принадлежности (ночью) и пр.
6) Предложный падеж — думать о ком? о чём?
7) Звательный падеж. Образуется путем обрезания окончания или добавления специального окончания. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (а также Отче, наставниче Амвросие, Пантелеймоне и т. п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает только в разговорной речи, когда мы обращаемся к кому-либо, с помощью усеченных форм существительных:
8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «при», «в» и «на». Имеет характерные вопросы: где? при чем? на чем? — в лесу (не в лесе), на шкафу (не на шкафе), при полку (не при полке), а так же на Святой Руси, на Украине.
9) Разделительный падеж. Он образуется как производное от родительного падежа:
- налить в стакан кефира (выпить кефиру);
- лежит головка чеснока (съесть чесноку);
- сделать глоток чая (напиться чаю);
- задать жарУ (не жарА);
- прибавить ходУ (не ходА).
- Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж встречается в словосочетаниях с числительным:
- два часа́ (сравним: не прошло и ча́са)
- сделать три шага́ (ни ша́га).
Причем обратим внимание, что зависимое существительное в форме родительного падежа имеет ударное окончание.
11) Отложительный падеж определяет исходную точку передвижения:
Ударение перемещается на предлог, а имя существительное становится безударным:
Я и́з лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж используется исключительно с глаголами отрицания:
- не хочу знать правды (не правду)
- не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж обозначает часть от целого или неопределенное количество чего-либо. Он похож на родительный падеж, но имеет отличия в окончании -у/-ю:
- чашка чаю (р. п. запах чая);
- задать жару (р. п. нет жара);
- прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж:
- ждать (кого? чего?) письма (не письмо)
- ждать (кого? что?) маму (не мамы)
- ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж, который является производным от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи наподобие следующих:
- пойти в летчики;
- баллотироваться в депутаты;
- взять в жены;
- годиться в сыновья.
Вот так живешь-живешь, думаешь, что грамотная. А внезапно узнаешь такое, что совсем и не очень грамотная!
Главное — не терять Надежду, а также Надежды и Надежд.
Это генетическая память? Почему я интуитивно использ 15 падежей? Скорее, эти падежи логичны, поэтому работают даже после отмены.
Дааа это немного ? странно я первый раз это вижу хорошо што такому не участвовал школе по крайней мере сейчас??
-Не знаю насчёт «генетической памяти»?
Спорно ! И даже слишком спороно, потому что формируя такую категорию придется пользоваться терминологией генетики( а мы ещё недостаточно ее знаем) и филологии. Это все равно, что
сравнивать «теплое» и «овальное».
Но минимум половина исчезнувших падежей- ключ к описанию и пониманию сущности процессов происходящих с объектом в результате тех или иных действий, а также порядка и условий выполнения этих самых действий.
Достаточно всего лишь изменить — и в результате не требуется писать целый блок текста. Получится выиграть время. Иногда это вопрос выживания.
класс мне очень понравилось
А как насчёт Притяжательного, Объектного, Субъектного падежа — ещё 3 ?
Андрей, названия падежей в разных публикациях разные, расскажите подробнее о трех упомянутых Вами.
Счетного падежа нет — автор перепутала его с отделительным: не прошло и часу, а не часа. Вспомните приказ: Ни шагу назад.
Лишительного и ждательного падежей нет — автор перепутала их с родительным.
Включительный — выдумка автора. Это элементарно именительный падеж мн.числа.
Для филолога ошибки странные — надо полистать учебник старо-славянского.
владимир, насчет включительного Вы погорячились, там нет именительного падежа множественного числа, элементарно, задайте вопрос: взять (куда?) в жены. Но у именительного падежа не может быть вопросов косвенных падежей и вопросов обстоятельств. Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения, а в таких словосочетаниях, как во включительном падеже, существительные вспомогательные. И перед именительным падежом не может быть предлога.
здорово, понравилось
Век живи, век учись
отличный материал
Великолепная статья.
Дожил до пенсии и только сейчас это узнал.
Пример звательного падежа: дружище.
Прекрасная статья!Я думал что падежей 6
Весь материал отличный, но есть поблажки 1. Ждательный падеж: там написано родительно-винительный а конкретно? К примеру ждать (кого? чего?) (кого? что?)
Всегда подозревал, что с падежами не всё так просто. И вопросы, которые предлагаются для определения падежей иногда вообще не работают, их просто невозможно задать — бессмыслица получается. Особенно умиляло «в новом аэропорту», где прилагательное и существительное в разных падежах, когда учили, что они всегда должны быть в одинаковом числе, роде и падеже.
Всегда нравился творительный падеж с его окончаниями: как хочешь так и пиши — зелёной травой, зелёною травою, зелёной травою, зелёною травой.
Но что их столько, даже не подозревал.