Чередование гласных и согласных в корне слова

Чередование — это замена одного звука другим в одной и той же морфеме при образовании и изменении слов.

В корне слов могут чередоваться как гласные, так и согласные. Приведем примеры с чередованием гласных и согласных в корне слов.

Чередование гласных и согласных

В корне слов могут чередоваться безударные гласные «а» и «о». В таком случае гласную невозможно проверить ударением. Чтобы правильно написать слово, пользуемся орфографическим правилом написания чередующихся гласных.

Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне

В корнях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в безударном положении пишется буква «о», а под ударением  и «а», и «о», например:

  • гореть, горелка, загореть, загорелый, загоревшийся, загорать, угореть, угорелый, подгореть, подгорелый, подгоревший, погорелец, сгореть, несгораемый, выгорать, выгореть, выгорание, возгорать, возгорание, перегореть;
  • загар, угар, угарный.
  • поклонение, поклониться, поклонись, поклоняться, склонение;
  • кланяться, уклон, поклон, Поклонная гора;
  • творить, творение, творец, сотворить, сотворение;
  • тварь, тлетворный, затвор, притвор.

Правило
В корнях кас/кос, лаг-/лож- написание буквы «а» диктует суффикс -а-, находящийся после корня.

Примеры:

  • касаться, касание, касательная, прикасаться;
  • прикосновение, прикоснуться, коснись;
  • излагать, прилагать, прилагаю, предлагать, налагать;
  • изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.

Будем иметь в виду, что во многих словах в современном русском языке эти корни срослись с приставками.


Правило
В корне скак-/скоч- написание букв «а» или «о» без ударения зависит от последующей согласной.

Примеры:

  • проскакать, скакание, обскакать, скакун, скакалка;
  • подскочить на месте, выскочить из дома, заскочить на минуту, перескочить через лужу, выскочка.

Примеры:

  • растение, расти, растительность, росток, выращенный;
  • водоросли, нарост, на вырост, отросли, выросла.
Чередование букв а/о отметим в словах с корнем плав-/плов-.
  • плавать, сплавать, плавательный, плавучий, на плаву;
  • пловец — пловцы, пловчиха — пловчихи.
В корнях мак-/моч- написание чередующихся гласных а//о является смысловым.

Примеры:

  • макать в сметану, обмакнуть перо в чернила, макнуть в соль;
  • смочить вихры, промочить ноги, намочить волосы, промокнуть под дождем, замочить бельё.

Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне

В корнях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-,  блест-/блист- отметим безударные гласные «е» или «и» в зависимости от присутствия суффикса -а-, например:

  • избира́ть — изберёшь;
  • отпира́ть — отпере́ть;
  • сдира́ть — сдеру́, сдерёт;
  • растира́ть — растере́ть;
  • обжига́ть — обжёгший;
  • застила́ть — застели́ть;
  • заблиста́ть — заблесте́ть;
  • вычита́ние — вы́четы.
В корнях с элементами им-, -ин-, за которыми следует суффикс -а-, пишется буква «и».

Примеры:

  • предпринимать;
  • предприниматель;
  • понимать;
  • понимание;
  • приминать;
  • занимать;
  • занимательный.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

Отметим исторические традиционные чередования согласных в корне слов:

г//ж//з

  • друг — дружба — друзья;
  • подруга — дружный;

д//ж//жд

  • выход, ходок — выхожу — выхождение; 
  • водить — вожу — вождение;
  • родить — роженица — рождение;
  • насладиться — наслаждение; 
  • бродить — брожение;
  • еда — сладкоежка;

к, ц, ч//т

  • потакать — потатчик;
  • кабак — кабатчик;
  • казак — казатчина;
  • турок — турецкий;
  • крупица — крупитчатый;
  • ресница — реснитчатый;
  • таблица — таблитчатый;
  • добыча — добытчик;
  • раздача — раздатчик;

к//ч//ц

  • кликать — клич — восклицать, восклицание; 
  • ткать — ткач — ткацкий;
  •  булка — булочная;
  • пустяк — пустячный; 

к//ц//ч

  •  лик — лицо — личико;

т//ч//щ

осветить — свеча — освещение;

ст//щ

  • мостить — мощёный;
  • крест — крещёный; 
  • толстый — толщина; 
  • густой — гуще;

ск//щ

  • воск — вощёный;
  • треск — трещать;
  • доска — дощатый;
  • лоск — лощёный; 
  • иск — ищейка, сыщик; 
  • плескать — плещет;

г//ж

  • вьюга — вьюжный;
  • баклага — баклажка;
  • коврига — коврижка;
  • бумага — бумажка;
  • серьга — сережка;
  • лачуга — лачужка;
  • пичуга — пичужка;
  • застегнуть — застёжка;
  • растягивать — врастяжку;
  • Волга — волжский;
  • варяг — варяжский;
  • Норвегия — норвежский, норвежец, норвеженка.

з//ж

  • сказание — скажу;
  • возразить — возражение;
  • морозить — мороженое;
  • исказить — искажение;

с//ш

  • относить — отношение;
  • носить — ноша;
  • согласие — соглашение;
  • просить — прошение;

х//ш

  • ухо — уши, ушной, наушники;
  • успех — успешный;
  • суматоха — суматошный;
  • грех — грешный, грешница;
  • вспахать — вспашка;
  • соха — сошка;
  • блоха — блошка, блошиный;
  • пух — пушок, пушистый;

ц//ч

  • отец, отцов, отцовский — отчество, отчий, Отечество;
  • сердце — сердечный, сердечность;
  • заяц — зайчиха, зайчонок;
  • яйцо — яичный, яичница;

Укажем более редкое чередование согласных н//ш:

  • ладонь — ладошка;
  • гармонь — гармошка;
  • окно — окошко;
  • баран — барашек;
  • карман — кармашек;
  • головня — головешка.

В корнях некоторых слов и их грамматических форм может происходит чередование согласных:

  • б//бл: влюбить — влюбленность, губить — гублю, дробить — дробление;
  • п//пл: сыпать — сыплю, насыпать — насыпленный, высыпать — высыплю;
  • м//мл: кормить — кормлю, кормление, выкормить — выкормленный;
  • в//вл: удивить — удивление, выловить — выловленный, наловить — наловлю, прибавить — прибавление;
  • ф//фл: разграфить — разграфлять, разграфлю, разграфленный.

Видео «Понятие о чередовании согласных звуков в корне»

Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 4.5. Проголосовало: 111
  1. Вика says:

    Спасибо, очень помогли ?

  2. Давай подружим, аеее says:

    С/Ж они тоже являются чередованием — так ведь?

    • В каких словах «с» чередуется с «ж»? Приведи примеры слов, чтобы можно было наблюдать такое чередование согласных.

  3. Алекс says:

    Видимо, всё-таки не совсем правило.
    От слов Диск, Риск — не образуются Дищенный, Рищенный.
    От слов Наст, Дуст, Настил — не получаются Нащённый, Дущенный. Вереск — трудно перевести в слово с буквой Щ.
    Верещать? Пост — в Пощённый переходит с трудом.
    Словно малограмотный пытается найти нужное слово.

  4. браблер711711 says:

    здравствуйте! я бы добавила: лук- лучок, луг -лужайка, снег- снежный (снежок), куртка- курточка, творог- творожок, книга- книжка, молот- молоток, сапог- сапожник, ручка- рука, горох- горошек, и т.д

  5. дашка says:

    ААА СПАСИБО!!! САМЫЙ ЛУЧШИЙ САЙТ :>

  6. Дима says:

    Спасибо вы меня выручили

  7. Алекс says:

    Однако слова ростки, отрасли, отросли в пример приводить не стали. Вырост, возраст…
    Блюдце — тоже трудно блюдечный сказать.
    Зеркальце — тоже.
    Конечно, солнце и блюдце — вроде разные слова, с разными правилами. Но вы-то утверждаете, что правила одни?
    Надо такие подробности учитывать.

    • Не от всех существительных образуются производные прилагательные. «Солнце», «блюдце», «зеркальце» заканчивается похожим буквосочетанием -це, но эти слова расчёсывать под одну гребёнку совершенно не стоит.
      Слова «блюдце» небольшое блюдо) и «зеркальце» (маленькое зеркало) имеют уменьшительно-ласкательное значение, которое создает суффикс -ц- в их составе, в отличие от слова «солнце» (солнц-е — корень/окончание).

  8. Алекс says:

    Лузга, мелюзга — букву Ж присобачить будет трудно.
    Брюзга — брюзжать. Хорошо.
    А когда не видно ни ЗГИ?
    Не говоря уже про юнгу, йогу, лигу и фугу.
    Омега — вообще ни в какие ворота.

  9. Алекс says:

    Птица — птичий.
    Почему же спица не образует такое же производное слово?
    Чтица. Куница, Орлица. Лужица, Кожица.
    Что делают лингвисты? Констатируют, что появилось новое слово? Подгоняют правило или исключение?
    Такие сложные вещи у вас, и такая беспомощная запутанность!

    • В статье приводятся примеры исторических чередований согласных и гласных, которые сложились в течение длительного развития языка. Производное слово возникает тогда, когда в этом есть необходимость назвать что-то. У птицы есть хвост, перья, лапы и пр., поэтому и появились слово «птичий», обозначающее принадлежность птице. А у спицы есть что? Это неодушевленное существительное. Нет необходимости в словотворчестве, поскольку отсутствуют реалии, которые нужно обозначить с помощью производного слова.
      Обратим внимание, что в русском языке ряд притяжательных прилагательных также образуются от наименований лиц или животных (птиц) с помощью суффикса -ын-:

        царица — царицын трон;
        куница — куницын хвост;
        синица — синицыно гнездо
        и т.д.

  10. ольга says:

    Глазам своим не поверила, проверила учебник и таки да, всё из одного места копируется.

    «В КОРНЯХ слов и их форм может происходит чередование согласных:
    п//пл: сыпать — сыплю, б//бл: губить — гублю.»

    сыпать — корень сып, сыплю — корень сып,
    губить — корень губ, гублю — корень губ
    л является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова
    Какое здесь может быть чередование согласных в КОРНЕ слова ???

    Согласна в комментатором Алексом, про беспомощную запутанность. Если можно посчитать что это опечатка редактора учебника Русский язык 5 класс, то почему все дружно волокут к себе на сайты это?

    • В русском языке суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола:
      гулять — гулял;
      носить — носил и т.д.

      В этом случае -л- — это формообразующий суффикс.

      В формах 1 лица глаголов настоящего и будущего времени нет этого суффикса:

      сыпать — (что делаю?) сыплю;
      губить — гублю;
      полюбить — (что сделаю?) полюблю.

      Это чередование корневых согласных.

      • ольга says:

        Языковед, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ, академик международной академии наук высшей школы Игорь Григорьевич Милославский говорит:
        «Окончание отличается от суффикса или префикса тем, что последние создают новую словарную статью со своим набором регулярно образуемых единиц: прочитать, читатель и столик, застолье, например, в нашем случае. Не отвергая эту общую идею, одна из известных авторов школьного учебника сделала более чем странный вывод, будто бы показатель инфинитива -ть, -ти это суффикс.
        Сколько поколений детей и учителей спокойно согласовывали в своем сознании это логическое несоответствие общей посылки и конкретного вывода?
        Вопреки формальным, и содержательным признакам окончания наши школьные учебники, называют это -л- формообразующим суффиксом, не задумываясь, что эта формулировка выглядит так же, как жареный лед. Часть слова может быть либо окончанием (тогда она не формирует словарную статью!), либо суффиксом (тогда она такую статью формирует). И никогда и тем, и другим одновременно! А окончаний в русском слове необязательно одно, их, как корней, суффиксов и приставок, может быть и больше. Именно так устроены окончания в тюркских языках, в частности, в татарском.»

        Вот и приплыли, хотя, форма изложения от учителя прекрасна — категорична, безапелляционна и с пальцем вниз.
        Думаю этим же чудным подходом, сформирован корень радуг, и никого ничего не смущает, то что в родственных языках это дождевая дуга, солнечная дуга. Но так как придётся ответить на вопрос, что такое РА, а не состряпать ли нам корень радуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *