Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-буквенный разбор слова — это характеристика звукового и буквенного состава слова. Чтобы его выполнить, пишется транскрипция — точная запись звукового состава слова.

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова необходим для осознанного овладения русским языком, грамотного написания слов, особенно в тех случаях, когда в словах есть безударные гласные, непроизносимые согласные, буквы, обозначающие два звука, буквы, не обозначающие звуков и пр.


Определение
Звуко-буквенный разбор — это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме.

Фонетический разбор выполняется в несколько этапов. Звуко-буквенный разбор предполагает деление слова на слоги в соответствии с количеством гласных звуков, постановку ударения, запись звучания слова. Затем проводится фонетический анализ каждого звука. Фонетический разбор завершается подсчетом количества букв и звуков.

Правила фонетического разбора

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова.

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  • Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с’им’й’а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с’им’й’а ́];
  • Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — [с], и — [и], м — [м’] и т. д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — [–];
  • Мягкость согласного звука помечается вверху справа знаком апострофа: м — [м’];
  • Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т’эн’:ис], грузчик → [грущ’:ик]; вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;

В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Правила для «ь», «ъ»

  • Буквы «ь», «ъ» не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  • Буква «ь» делает мягким предыдущий согласный.
  • Буква «ъ» используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  • Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  • Буквы «а», «о», «у», «ы», «э» предыдущий согласный делают твёрдым.
  • Буквы «я», «ё», «ю», «и», «е» предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой «е» остаётся твёрдым.
Кафе → [к а ф э], купе → [к у п э], отель → [а т э л’].
  • Буквы «я», «ю», «е», «ё» после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
Мяч → [м’ а ч’], мел → [м ‘э л].
  • Буквы «я»,» е», «э», «о» после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
Ряби́на → [р’ и б’ и н а], пятно́ → [п’ и т н о], ве́село → [в’ э с’ и л а], коро́ва → [к а р о в а].
  • Буква «ё», «я», «ю», «е» после гласных, после «ъ», «ь» и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о] (под ударением) и я → [й’и], е → [й’и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо «й» пишут «j».
  • Буква «и» после «ь» обозначает звук [й’и].
Ручьи → [р у ч’ й’ и].
  • Буква «и» после согласных «ж», «ш», «ц» обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
Под ударением а о и э у у о а э ы
Без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
В начале слова а о и й’э у й’у й’о й’а э ы
После гласных а о и й’э у й’у й’о й’а э ы
После «ь», «ъ» а о й’и й’э у й’у й’о й’а э ы
После «ж», «ш», «ц» ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  • В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: [л’], [с’], [ч’] и т.д.
  • В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком.
  • Буквы «й», «ч», «щ» всегда обозначают мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные «а», «о», «у», «ы», «э».
  • Буквы «ж», «ц», «ш» всегда обозначают твёрдые звуки: [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные «я», «ё», «ю», «и», «е».
  • Буква «й» всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й’].
  • Буквы «л», «м», «н», «р», «й» всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  • Буквы «х», «ц», «ч», «щ» всегда обозначают глухие звуки.
  • Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
столб → [столп], поезд → [п о й’и с т].
  • Непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корне не обозначают звука:
чувство → [ч’уства], солнце → [сонц’э].
  • Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис].
  • Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → [м’ил’ион], аллея → [ал’эй’а].

В некоторых случаях:

  • Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
сделал → [з’д’элал].
  • Буква «г» перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
когти → [кокт’и], мягкий → [м’ах’к’ий’].
  • Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → [зон’т’ик].
  • Буква «н» обозначает мягкий звук перед согласными «ч», «щ»:
стаканчик → [стакан’ч’ик], сменщик → [см’эн’щ’ик].
  • Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
конечно → [кан’эшна], скучно → [скушна], что → [што].

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  • Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
изжить → [иж:ыт’], уезжать → [уиж:ат’].
  • В конце возвратных глаголов сочетание букв -ться-, -тся обозначают звуки [цца]:
купа́ться → [купацца].
  • Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
звёздный → [зв’озный’], лестница → [л’эс’н’ица].
  • В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная «г» обозначает звук [в]:
золотого → [залатова], синего → [син’эва].
  • Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ’]:
счастливый → [щ’асливый’], извозчик → [извощ’ик], перебежчик → [п’ир’иб’эщ’ик].

Буквы и звуки

Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный разбор слова, научимся различать, что на бумаге мы видим буквы, а когда произносим слово, то слышим звуки.

Буквы — это графические знаки, с помощью которых можно обозначить звуки речи.

В русском языке различают гласные и согласные звуки.

Буквы и звуки

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки образуются при свободном прохождении воздуха изо рта. Они состоят только из голоса. В русском языке имеются

6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

и

10 гласных букв: а, о, у, э, и, ы, я, е, ё, ю, я

Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы] звучат после твердых согласных звуков, а буквы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обозначают, что предыдущий согласный звук является мягким. Эта фонетическая мягкость обозначается специальным значком — апострофом:

  • лён [л’ о н];
  • редис [р’ и д’ и с];
  • соль [с о л’].

Для выполнения звуко-буквенного разбора следует поставить в слове ударение.

Под ударением гласные звуки звучат отчетливо, а без ударения они искажаются:

  •  буква «о» обозначает звук [а];

Пример
до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о].

  • после согласных буквы «е», «я» без ударения соответствует звуку [и].

Пример
cтена́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а].

Каждый гласный звук в одиночку или в сочетании с одним или с несколькими согласными согласными образует фонетический слог:

  • бо-ло-то;
  • кра-со-та;
  • у-ди-ви-тель-ный;
  • ли-ни-я.

Согласные буквы и звуки

В русской речи звучат 36 согласных звуков. При их произношении выдыхаемый воздух трется об губы, язык и щеки, в результате чего возникает шум.

Всегда звонкие согласные [л], [м], [н], [р] произносятся с участием голоса и минимальным шумом.

Если согласные звуки произносятся с бо́льшей долей голоса и шума, то образуются звонкие согласные:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

Каждому звонкому согласному соответствует парный глухой согласный, который произносится с большей долей шума, чем голоса:

  • [б] — [п];
  • [в] — [ф];
  • [г] — [ к];
  • [д] — [т];
  • [ж] — [ш];
  • [з] — [с].

Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обозначают глухие согласные [х], [ц], [ч’], [щ’], у которых нет парных звонких согласных.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие:

[б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’]

Выполняя звуко-буквенный анализ, учитываем, что буквы «й», «ч» и «щ» обозначают всегда мягкие звуки [й’], [ч’], [щ’], а буквы «ж», «ш», «ц» —  твердые звуки [ж], [ш], [ц].

Как научиться делать звуко-буквенный разбор

Для того, чтобы научиться делать звуко-буквенный разбор слова, важно понимать, что часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть:

  • одинаковое количество звуков;
  • звуков больше, чем букв;
  • букв больше, чем звуков.

Примеры

  • не́бо [н’ э б а] — 4 буквы, 4 звука;
  • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 звуков;
  • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 звуков.

При записи звукового состава слова следует учитывать, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в следующих позициях в слове:

1. в начале слова:

  • е́дкий [й’ э т к’и й’];
  • ёмкий [й’ о м к’ и й’];
  • ю́ный [й’ у н ы й’];
  • я́сли [й’ а с’ л’ и].

2. после других гласных звуков:

  • поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’];
  • поём [п а й’ о м];
  • каю́та [к а й’ у т а];
  • мая́к [м а й’ а к].

3. после разделительных «ь» и «ъ»:

  • жюлье́н [ж у л’ й’ э’ н];
  • въе́хать [в й ‘э х а т’];
  • курьёз [к у р’ й’ о с];
  • отъём [а т й’ о м];
  • рья́ный [р’ й’ а н ы й’];
  • изъя́н [и з’ й’ а н];
  • вью́нок [в’ й’ у н о к];
  • предъюбиле́йный [п р’ и д  й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’].

Как видим, в таких словах всегда больше звуков, чем букв.

После согласных звуков буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают их мягкость:

  • сел [с’ э л];
  • нёс [н’ о с];
  • люк [л’ у к];
  • пять [п’ а т’].

Записывая звучание слова, следует учитывать, что в русском языке происходит фонетический процесс оглушения звонких согласных, находящихся перед глухим согласным и в конце слова, и, наоборот, озвончения глухих согласных перед звонким согласным, кроме «л», «м», «н», «р», «в», «й»:

ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’], о́тблеск [о д б л’ и с к]
сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’], сдви́нуть [з д в’ и н у т’]
все [ф с’ э], пруд [п р у т], вокза́л [в а г з а л]

В словах с буквосочетанием «зж» слышится длинный мягкий звук [ж’]:

  • брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’];
  • мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к].

В конце глаголов буквосочетания -тся и -ться звучат как [ца]:

  • бои́тся [б а и ц а];
  • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

В словах, в которых есть «ь», который обозначает мягкость предыдущего согласного звука или является морфологическим знаком, указывающим на принадлежность слова к женскому роду, букв насчитываем больше, а звуков меньше:

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 буквы, 3 звука.

Мягкие согласные звуки могут смягчать предыдущий согласный звук.

Послушаем, как звучат слова:

  • све́чка [с’ в’ э ч’ к а];
  • гво́зди [г во з’ д’ и];
  • жизнь [ж ы з’ н’];
  • зо́нтик [з о н’ т’ и к].

Образец фонетического разбора

Фонетический разбор слова

Источник изображения: fedsp.com

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выполнить звуко-буквенный разбор, запишем слово и поставим в нем ударение. Разделим его на фонетические слоги. Учитывая все фонетические изменения в слове, запишем по вертикали буквы и соответствующие им звуки слова в квадратных скобках. Дадим фонетическую характеристику каждому звуку.

Например, выполним фонетический разбор слова «ёлочный»:

ёлочный  [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё-ло-чный  — 3 слога. Первый слог ударный.

  • буква «ё» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
  • [о] — гласный ударный;
  • буква «л» — [л] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
  • буква «о» — [а] — гласный безударный;
  • буква «ч» — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
  • буква «н»- [н] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
  • буква «ы» — [ы] — гласный безударный;
  • буква «й» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

В слове «ёлочный» 7 букв, 8 звуков.


Дополнительный материал
Если у вас возникнут трудности при проведении звуко-буквенного (фонетического) разбора слова, то всегда можно проверить себя на сайте phoneticonline.ru.

Видео «Фонетический разбор слов»

Для закрепления материала посмотрите видео по теме урока.

Тест

Вопрос 1 из 10
В каком слове все согласные звуки звонкие?
Подписывайтесь на нас в Telegram, Одноклассниках и VK
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 4.3. Голосов: 130
  1. Оля says:

    Это красная подсказка для ребёнка,!

  2. Андрей says:

    Интересно какой «гений» придумал эту чушь .скрещивать русскиесли буквы с английской транскрипцией это мощно. Премня Дарвина заслуженна

  3. апро says:

    буква «л» и «н» почему парные? с какой стати?

    • Буквами «л» и «н» обозначены парные по признаку мягкости-твёрдости звуки:

        [л] — [л’]: ласка- лён

        [н] — [н’]: нора — небо

      • Дарья says:

        С каких пор внесли эту ересь?Я 4 года назад школу закончила и этой чуши и в помине не было.

  4. Некит. says:

    Нет нужной инфе

  5. Наталья says:

    Зачем это нужно детям?Что курил тот , кто это ввёл в школьную программу? Почему Малахов их в свою программу не зовёт? Люди должны знать таких УМНИКОВ в лицо.

    • Изучение русского языка начинается в первом классе со знакомства с буквами и звуками родной речи. Умение сопоставить буквы и звуки слова, то есть выполнить звуко-буквенный разбор, пригодится в грамотном написании слов, особенно в тех случаях, когда в слове звучат безударные гласные, которые при произношении искажаются, когда в слове имеются непроизносимые согласные, а также буквы, обозначающие два звука (пишется «ёлка», а не «йолка») и пр.

      • mmilli says:

        А может не надо все настолько усложнять, не лучше ли сразу учить правильно? Как правило с ЖИ-ШИ. Чтобы вы там не слышали, пишем так и точка.

  6. даша says:

    читать очень долго а так спосибо 😍😍😍😍

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *