Точка — это знак препинания

Точка (.) — это пунк­ту­а­ци­он­ный знак пре­пи­на­ния, кото­рый завер­ша­ет повест­во­ва­тель­ное предложение.

Узнаем, что такое точ­ка в рус­ском язы­ке, с какой целью её исполь­зу­ют в пред­ло­же­нии и в связ­ном тексте.

Точка — это мно­го­знач­ное сло­во в рус­ском языке:

  1. мет­ка, пят­ныш­ко от прикосновения;
  2. гра­фи­че­ский зна­чок в язы­ке, алгеб­ре, нот­ной запи­си, теле­граф­ном коде;
  3. поня­тие в мате­ма­ти­ке: место, не име­ю­щее изме­ре­ния, гра­ни­ца отрез­ка линии;
  4. опре­де­лен­ное место на теле, мест­но­сти, в про­стран­стве и пр.

Нас инте­ре­су­ет точ­ка как линг­ви­сти­че­ский термин.

Точка в пунктуации

В пунк­ту­а­ции рус­ско­го язы­ка точ­ка — это спе­ци­аль­ный сим­вол, кото­рый не явля­ет­ся бук­вой. В гра­фи­че­ской систе­ме язы­ка он име­ет важ­ное зна­че­ние для оформ­ле­ния пред­ло­же­ния и связ­но­го тек­ста в целом.

Точка, пожа­луй, самый древ­ний знак пре­пи­на­ния. Интересно, что в ста­ри­ну про­об­ра­зом точ­ки высту­пал кре­стик, с помо­щью кото­ро­го монах-писец выра­жал конец закон­чен­ной мыс­ли или обо­зна­чал то место, на кото­ром пре­ры­вал свой труд и ухо­дил на цер­ков­ную служ­бу, моле­бен или тра­пе­зу. С тече­ни­ем вре­ме­ни кре­стик стал наме­чать­ся в виде пунк­ти­ра, а затем пре­вра­тил­ся в извест­ную нам точку.

Чтобы помочь чита­те­лю зри­тель­но вос­при­ни­мать текст и понять его содер­жа­ние, с помо­щью это­го знач­ка текст делит­ся на закон­чен­ные смыс­ло­вые и инто­на­ци­он­ные отрез­ки, кото­рые назы­ва­ют­ся пред­ло­же­ни­я­ми. Точка ста­вит­ся в кон­це каж­дой логи­че­ски оформ­лен­ной мыс­ли, что­бы отде­лить её от другой.

Вот и при­шла дол­го­ждан­ная вес­на. На дере­вьях рас­пу­сти­лись поч­ки. В саду весе­ло щебе­чут пти­цы, раду­ясь весен­не­му солн­цу и теп­лу. А вот летит пчела.

Точка в конце предложения

В рус­ском язы­ке в систе­ме зна­ков пре­пи­на­ния это завер­ша­ю­щий знак, как и вос­кли­ца­тель­ный, вопро­си­тель­ный знак, многоточие.

Точка это

Кроме функ­ции завер­ше­ния пред­ло­же­ния, точ­ка име­ет еще инто­на­ци­он­ный аспект. С помо­щью постав­лен­ной точ­ки автор дает понять, что пред­ло­же­ние сле­ду­ет про­честь вслух спо­кой­ным тоном голо­са, без про­яв­ле­ния осо­бых эмоций.

Точка ста­вит­ся в повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии, кото­рое в кон­це про­из­но­сит­ся с пони­же­ни­ем тона голоса.

Уже начал накра­пы­вать дождь.

Эту же мысль мож­но офор­мить инто­на­ци­он­но по-другому, исполь­зуя раз­ные завер­ша­ю­щие пунк­ту­а­ци­он­ные знаки.

Сравним:

Уже начал накра­пы­вать дождь?

Уже начал накра­пы­вать дождь!

Точка ста­вит­ся так­же в кон­це побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния, выра­жа­ю­ще­го пове­ле­ние или прось­бу, выска­зан­ную спо­кой­ным тоном голоса.

Напиши мне письмо.

Позвони мне зав­тра с утра.

Если про­де­лать экс­пе­ри­мент и убрать все точ­ки из тек­ста, то он, несо­мнен­но, пре­вра­тит­ся в поток мыс­лей, в кото­ром нелег­ко и ино­гда даже невоз­мож­но разо­брать­ся. Проиллюстрируем это наблю­де­ние в помо­щью сле­ду­ю­ще­го тек­ста, в кото­ром не рас­став­ле­ны зна­ки препинания:

Я огля­нул­ся маяк горел белым огнём до пор­та было еще дале­ко ветер дул с немыс­ли­мой яро­стью он наска­ки­вал поры­ва­ми кру­то бро­сал­ся в сто­ро­ну кру­жил­ся и зло­рад­но сви­стел в вес­лах вол­ны с раз­ма­ху били в нос шлюп­ка взле­та­ла в тем­но­те и я слы­шал как море тяже­лы­ми брос­ка­ми швы­ря­ет в неё вед­ра воды

Это текст доволь­но слож­но вос­при­ни­мать с ходу, если не раз­де­лить его с помо­щью точек на смыс­ло­вые, логи­че­ски закон­чен­ные части.

Я огля­нул­ся. Маяк горел белым огнём. До пор­та было ещё дале­ко. Ветер дул с немыс­ли­мой яро­стью. Он наска­ки­вал поры­ва­ми, кру­то бро­сал­ся в сто­ро­ну, кру­жил­ся и зло­рад­но сви­стел в вес­лах. Волны с раз­ма­ху били в нос. Шлюпка взле­та­ла в тем­но­те, и я слы­шал, как море тяжё­лы­ми брос­ка­ми швы­ря­ет в неё вёд­ра воды (К. Паустовский «Повесть о жизни»).

При чте­нии это­го худо­же­ствен­но­го тек­ста без рас­став­лен­ных пунк­ту­а­ци­он­ных зна­ков труд­но выбрать, где нуж­но сде­лать необ­хо­ди­мые инто­на­ци­он­ные и логи­че­ские пау­зы после каж­дой закон­чен­ной мыс­ли. Расставив в нём точ­ки, мы полу­чи­ли воз­мож­ность пра­виль­но его понять и образ­но пред­ста­вить изоб­ра­жен­ное в нем бушу­ю­щее море, захле­сты­ва­ю­щее вол­на­ми оди­но­кую шлюпку.

Итак, точ­ка — это необ­хо­ди­мый знак пре­пи­на­ния, пока­зы­ва­ю­щий, что имен­но эта мысль закон­че­на. После точ­ки начи­на­ет­ся дру­гая мысль.

В тек­сте точ­ка отде­ля­ет одно повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние от дру­го­го. Этот гра­фи­че­ский знак упо­ря­до­чи­ва­ет пись­мен­ную речь, обо­зна­чая гра­ни­цы пред­ло­же­ний. Это спо­соб­ству­ет пра­виль­но­му вос­при­я­тию связ­но­го тек­ста и пони­ма­нию сути того, о чём в нем идет речь.

Тест

Вопрос 1 из 6
Для чего исполь­зу­ет­ся точ­ка в рус­ском языке?
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 6
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector