Как образуются причастия в русском языке?

Причастия обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов. Выбор суф­фик­сов дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни  зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла.

Причастие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой с при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го.

У при­ча­стий сохра­нил­ся гла­голь­ный при­знак вре­ме­ни, поэто­му раз­ли­ча­ем при­ча­стия насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Причастие быва­ет дей­стви­тель­ным или стра­да­тель­ным.

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак, кото­рый созда­ет сам пред­мет, напри­мер:

  • пла­вать — пла­ва­ю­щий лебедь =  лебедь пла­ва­ет;
  • поте­рять­ся — поте­ряв­ший­ся ребе­нок = ребе­нок поте­рял­ся.

Страдательные при­ча­стия обла­да­ют при­зна­ком, кото­рый созда­ет­ся у них в резуль­та­те воз­дей­ствия дру­го­го пред­ме­та, напри­мер:

  • дол­го хра­ни­мый порт­рет = порт­рет хра­нят; 
  • раз­бу­жен­ный маль­чик = маль­чи­ка раз­бу­ди­ли;
  • поли­тые цве­ты = цве­ты поли­ли.

Каждый вид при­ча­стия обла­да­ет сво­им зна­че­ни­ем и спе­ци­фич­ны­ми фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми суф­фик­са­ми.

Действительные причастия настоящего времени

Образование действительных причастий настоящего времени

Они обра­зу­ют­ся от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни.  Основой гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни явля­ет­ся фор­ма тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го числа без лич­но­го окон­ча­ния, напри­мер:

  • бегать — они бега-ют;
  • пилить — они пил-ят.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­сов ущ/-ющ обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • сте­лить (I спр.) — они стел–ют — стел–ющ–ийся кустар­ник;
  • бле­ять (I спр.) — они бле–ют — бле–ющ–ая овца;
  • почу­ять  (I спр.) — они почу–ют — почу–ющ–ие вол­ка;
  • брить­ся (I спр.) — они бре–ют–ся — бре–ющ–ийся муж­чи­на.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия с помо­щью суф­фик­сов –ащ-/-ящ–, напри­мер:

  • зво­нить (II спр.) — они звон–ят — звон–ящ–ий теле­фон;
  • смот­реть (II спр.) — они смотр–ят — смотр–ящ–ий впе­ред;
  • тер­петь (II спр.) — они терп–ят — терп–ящ–ее бед­ствие суд­но;
  • вер­теть­ся (II спр.) — они верт–ят–ся — верт–ящ–иеся дев­чон­ки.

Видеоурок:

 

Действительные причастия прошедшего времени

Образование действительных причастий прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­сов -вш- и -ш-.

Суффикс –вш– обра­зу­ет при­ча­стие от осно­вы гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, напри­мер:

  • звене–ть — зве­не–вш–ий коло­коль­чик;
  • оттая–ть — оттая–вш–ее окно;
  • стуча–ть — сту­ча–вш–ий по дере­ву дятел;
  • тону–ть — тону–вш–ий в реке;
  • спили–ть — спи­ли–вш–ий дере­во;
  • бы–ть — бы–вш–ий в моем рас­по­ря­же­нии.

Суффикс –ш– участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии при­ча­стий от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы с конеч­ны­ми соглас­ны­ми, напри­мер:

  • отнес–ти — отнёс–ш–ий в кла­ло­вую;
  • рас­цвес–ти — рас­цвёт–ш–ий в саду;
  • замес–ти — замет–ш–ий опав­ши­ми листья­ми;
  • вез–ти — вёз–ш–ий с собой сыниш­ку.

Более подроб­но с при­ме­ра­ми узна­ем о дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Видеоурок:

Страдательные причастия настоящего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми  в фор­ме вини­тель­но­го (ино­гда роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га.

Выбор фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол пер­во­го спря­же­ния, то от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ем стра­да­тель­ное при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са –ем–:

  • пере­ги­ба-ть — пере­ги­ба-ют — пере­ги­ба–ем–ый пояс;
  • раз­ры­ва-ть — они раз­ры­ва-ют — раз­ры­ва–ем–ый в кло­чья;
  • выде­ля-ть — они выде­ля-ют — выде­ля–ем–ый нам;
  • напол­ня-ть — они напол­ня-ют — напол­ня–ем–ый водой бас­сейн.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ет­ся при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • зави­сеть — они завис-ят — завис–им–ое поло­же­ние;
  • нена­ви­деть — они нена­вид-ят — нена­вид–им–ая еда;
  • любить — они люб-ят — люб-им–ый все­ми арти­ст.

Видеоурок:

 

Страдательные причастия прошедшего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов толь­ко совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, –енн- и –т–.

Суффикс –нн– обра­зу­ет при­ча­стие от инфи­ни­ти­ва с осно­вой на глас­ные а/я, напри­мер:

  • завеша–ть — заве­ша–нн–ый ков­ром;
  • рас­каза–ть — рас­ка­за–нн–ый слу­чай;
  • засея–ть — засея–нн–ое поле;
  • зачита–ть — зачи­та–нн–ый отры­вок.

Суффикс –енн– обра­зу­ет при­ча­стие от неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с осно­вой на –и- и –чь:

  • укра­си-ть — украш–енн–ый зал к празд­ни­ку;
  • побе­ли-ть — побел–енн–ая сте­на;
  • при­клеи-ть — при­кле–енн–ая афи­ша;
  • выстрои-ть — выстро–енн–ые куби­ки в ряд;
  • увлечь — увлеч-ённ-ый тен­ни­сом;
  • сбе­речь — сбе­реж-ённ-ый на зав­тра. 

Суффикс -т– обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие от осно­вы

  • гла­го­лов с суф­фик­сом –ну–,
  • одно­слож­ных гла­го­лов или род­ствен­ных слов с при­став­кой;
  • гла­го­лов на –оть, –ереть,

напри­мер:

  • поки­нуть — поки­ну–т–ый дом;
  • колоть — коло–т–ый орех;
  • полоть — про­по­лоть — про­по­ло–т–ая гряд­ка;
  • брить — бри–т–ый под­бо­ро­док;
  • мыть — вымыть — вымы–т–ое окно;
  • под­нять — под­ня–т–ая пыль на доро­ге;
  • открыть — откры–т–ая двер­ца шка­фа.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют крат­кие фор­мы.

Видеоурок:

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *