Как узнать, сколько звуков в слове? Примеры

Чтобы узнать, сколь­ко зву­ков в сло­ве, выпол­ним его звуко-буквенный ана­лиз, для чего пред­при­мем несколь­ко шагов:

  • поста­вим уда­ре­ние;
  • раз­де­лим сло­во на сло­ги;
  • запи­шем зву­ча­ние сло­ва, учи­ты­вая фоне­ти­че­ские про­цес­сы, кото­рые про­ис­хо­дят в нем при про­из­но­ше­нии;
  • запи­шем зву­ки вер­ти­каль­но  по-одному ;
  • дадим харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку;
  • под­счи­та­ем коли­че­ство букв и зву­ков в сло­ве и сде­ла­ем ито­го­вую запись.

Пример звуко-буквенного анализа слова

Возьмем для звуко-буквенного ана­ли­за сло­во «звез­да».

Поставим уда­ре­ние на конеч­ный глас­ный [а]. В сло­ве два глас­ных зву­ка и столь­ко же сло­гов:

зве-зда. Запишем его зву­ча­ние: [з в’ и з д а].

Распишем по вер­ти­ка­ли зву­ки и оха­рак­те­ри­зу­ем их:

  • [з] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • [в’] — соглас­ный звон­кий пар­ный, мяг­кий пар­ный;
  • [и] — глас­ный без­удар­ный;
  • [з] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • [д] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • [а] — глас­ный удар­ный.

В сло­ве 6 букв, 6 зву­ков.

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный ана­лиз сло­ва, учи­ты­ва­ем, что в нем могут про­ис­хо­дить сле­ду­ю­щие фоне­ти­че­ские про­цес­сы:

  • оглу­ше­ние звон­ких соглас­ных;
  • озвон­че­ние глу­хих соглас­ных.

Оглушение звон­ких соглас­ных про­ис­хо­дит в пози­ции перед после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным, напри­мер:

  • кол­довство [к а л д а ф с т в о],
  • указка [ у к а с к а],
  • изредка [и з р’ и т к а].

При про­из­но­ше­нии слов конеч­ный звон­кий соглас­ный заме­ня­ет­ся пар­ным ему глу­хим соглас­ным:

  • столб [п]
  • сустав [ф]
  • утюг [к]
  • поход [т]
  • пей­заж [ш]
  • паро­воз [с].

Озвончаются глу­хие соглас­ные, когда нахо­дят­ся перед звон­ки­ми, напри­мер:

  • рюкзак [р’ у г з а к]
  • сдать [з д а т’]
  • отбежать [а д б’ и ж а т’]
  • сдоб­ный [з д о б н ы й’].

Также пом­ним, что бук­вы е, ё, ю, я могут обо­зна­чать два зву­ка в несколь­ких пози­ци­ях:

в нача­ле слов:

  •  енот [й’ и н о т]
  • ёкать [й’о к а т’]
  • юбка [й’ у п к а]
  • ярмо [й’ а р м о];

после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твер­до­го зна­ков:

  • барьер [б а р’ й’ э р]                    съехать [с’ й’ э х а т’]
  • льёшь  [л’ й’ о ш]                          подъём [п а д й’ о м]
  • обезьяна [а б’ и з’ й’ а н а]        объявить [а б’ й’ а в’ и т’]
  • вьюжный [в’ й’ у ж н ы й’]          адъюнкт [а д й’ у н к т] 

после дру­го­го глас­но­го зву­ка:

  • поездка [п а й’ э с т к а]
  • таёжный [т а й’ о ж н ы й’]
  • июльский [и й’ у л’ с к’ и й’]
  • пиявка [п’ и й’ а ф к а]. 

При напи­са­нии зву­ча­ния сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать так­же, что двой­ные соглас­ные обо­зна­ча­ют один длин­ный звук, напри­мер:

  • ванна     [в а н а]
  • ссора     [с о р а]
  • жужжать    [ж у ж а т’]
  • аллея     [а л’ э й’ а]

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с непро­из­но­си­мы­ми  соглас­ны­ми, в кото­рых букв боль­ше, чем зву­ков:

  • ненастный [н’ и н а с н ы й’]
  • солнце [с о н ц а]
  • здравствуй [з д р а с т в у й’]
  • поздно [п о з н а] 

Чтобы пра­виль­но под­счи­тать коли­че­ство зву­ков, учтем, что соче­та­ния соглас­ных зж, сч обо­зна­ча­ют один шипя­щий звук, напри­мер:

  • расчёска   [р а щ’ о с к а]
  • визжать    [в’ и ж а т’]

В гла­го­лах конеч­ные -ться и -тся фоне­ти­че­ски пре­вра­ща­ют­ся в  [ц а]:

  • сме­ять­ся  [с’ м’ и й’ а ц а]
  • кра­сит­ся [к р а с’ и ц а]

И, конеч­но, твер­дый и мяг­кий знак не обо­зна­ча­ют зву­ка. Мягкий знак после соглас­ных, кро­ме шипя­щих, обо­зна­ча­ет их мяг­ко­сть, напри­мер:

  • фасоль   [ф а с о л’]
  • рабо­тать  [р а б о т а т’]
  • бук­варь [б у к в а р’]
  • олень  [а л’ э н’]

На кон­це суще­стви­тель­ных после шипя­щих мяг­кий знак  не зву­чит, а толь­ко обо­зна­ча­ет их при­над­леж­но­сть к жен­ско­му роду:

  • вещь  [в’ э щ’]
  • бла­жь   [б л а ж]
  • ветошь  [в’ э т а ш]
  • течь  [т’ э ч’]

Учитывая все эти пере­чис­лен­ные нюан­сы фоне­ти­ки, запи­шем пра­виль­но зву­ча­ние слов и узна­ем коли­че­ство зву­ков, содер­жа­щих­ся в них.


ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:


Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *