Дополнение в русском языке. Примеры

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что?  кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, как определение и обстоятельство, является одним из второстепенных членов предложения.

Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого.

Солнце золотило темный загар увядших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золотило (что?) загар — дополнение.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Дополнение

Значение дополнения

В предложении дополнение может обозначать:

1. объект, на который направлено действие:

  • приступить к задаче;
  • защищать Отчизну;
  •  испечь ватрушки;

2. объект восприятия:

  • слушаю музыку;
  • видишь детей;
  •  ощущаем тепло;

3. орудие действия:

  • рубил топором;
  • строгает фуганком;
  • расписал гуашью;

4. объект сравнения:

  • быстрее футболиста;
  • лучше синтетики;

5. отношение к руководителю, владельцу, производителю чего-либо:

  • ректор (чего?) вуза;
  • заведующий (чем?) аптекой;
  • владелец (чего?) земли.

Как найти дополнение

Способы выражения дополнения

Дополнение может выражаться словами разных частей речи:

  1. именем существительным в косвенном падеже;
  2. местоимением;
  3. именем числительным;
  4. наречием в значении существительного;
  5. неопределенной формой глагола (инфинитивом);
  6. именем прилагательным в роли существительного.

Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это задание (дали задание кому? нам).

Двадцать делится (на что?) на пять.

Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня.

Председательствующий просит (о чём?) говорить по существу обсуждаемого вопроса.

Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом (вспоминали о чём? о прошлом).

Способы выражения дополнений

В предложении дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):

  • вижу (кого?) малыша;
  • жаль (кого?) сироту.

Прямое дополнение

Способы выражения прямого дополнения

Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.

Я нарвал большой (что?) букет этих цветов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непременно хотелось увидеть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает

1. часть от целого

  • купила (чего?) яблок;
  • принес (чего?) воды;
  • выпью (чего?) кефира;
  • налей (чего?) сока.

2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием

  • не любила молока;
  • не ожидала встречи;
  •  не ждали милостей.

Прямое дополнение в форме родительного падежа

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое одеяло скрыло (что?) все следы (В. Песков).

Я снял (что?) газету и увидел (что?) простоквашу, ярко освещенную голубым лунным светом (В. Катаев).

Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).

Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны (А.П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.

Косвенное дополнение

Способы выражения косвенного дополнения

Формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них

Я послал (за кем?) за доктором (И. С. Тургенев)

Я вспоминал (о чём?) об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).

Прилагательное или причастие в роли существительного.

Настя спросила (кого?) прохожего, как пройти к вокзалу.

На берегу мы увидели (кого?) загорающих.

Инфинитив

Все просили её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе (А. Толстой).

Наречие в роли существительного

Я крайне устала от вашего бесконечного  (чего?) «быстрей».

Междометие

Дети услышали (что?) «гав» из-за изгороди сада.

Неделимые словосочетания

Собака возилась в углу (с кем?) с четырьмя щенками.

Количественное числительное с зависимым существительным «с четырьмя щенками» является одним членом предложения — дополнением.

С собой в поход мы взяли (что?) несколько палаток.

Местоимение «несколько» составляет синтаксически неделимое сочетание с существительным «палаток» в форме родительного падежа множественного числа.

Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»

Тест

Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.

Летом день длиннее ночи.

Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.

Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.

Мой брат младше сестры.

Не нужно бояться темноты.

Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.

Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.

Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.

Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.

Та девушка, кажется, старше меня.

Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.

На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.

ОТВЕТЫ

Тест

Вопрос 1 из 12
Каким членом предложения является дополнение?
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 4.6. Проголосовало: 51
  1. Жазира says:

    можно ответы теста)

  2. Аня says:

    Я нарвал большой (что?) букет этих цветов- букет этих цветов будет дополнение? Или только букет?

  3. Роман says:

    Не зря после школы и после института ученики не в состоянии провести синтаксический разбор предложения. С таким объяснениями кто-либо разобрать что-либо уж точно будет не в состоянии. Конечно с примерами из четвёртого класса типа лошадь съела яблоко все легко и просто. Но вот на примере: «Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой» — поплывут многие. По крайне мере в этой статье нет достаточной информации для правильного разбора этого предложения. В общем не зря из всех моих знакомых, хоть с тремя высшими образованиями синтаксический разбор правильно проводят только выпускники фил фака.

  4. Роман says:

    Больше всего бесит как учительница с безжизненным лицом и зазнавшимся видом всезнайки говорит в двух словах о неделимых словосочетаниях, как будто и вправду с её трёх слов «не употребляются отдельно» Можно сразу же взять и определять делимые и неделимые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *