Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-буквенный разбор слова — это фонетический разбор слова. Чтобы выполнить этот разбор слова, как звучащей единицы языка, пишется транскрипция  — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.

Звуко-буквенный разбор — это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме.

Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.

Примеры

  • небо [н’ э б а] — 4 буквы, 4 звука
  • ярлык [й’а р л ы к] — 5 букв, 6 звуков
  • купать [к у п а т’] — 6 букв, 5 звуков

При записи звукового состава слова следует учитывать, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в следующих позициях в слове:

1) в начале слова:

  • едкий [й’ э т к’и й’]
  • ёмкий [й’ о м к’ и й’]
  • юный [й’ у н ы й’]
  • ясли [й’ а с’ л’ и]

2) после других гласных звуков:

  • поездить  [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • поём [п а й’ о м]
  • каюта [к а й’ у т а]
  • маяк [м а й’ а к]

3) после разделительных «ь» и «ъ»:

  • жульен [ж у л’ й э’ н]
  • въехать [в й ‘э х а т’]
  • курьёз [к у р’ й’ о с]
  • отъём [а т  й’ о м]
  • рьяный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъян [и з’ й’ а н]
  • вьюнок [в’ й’ у н о к]
  • предъюбилейный [п р’ и д  й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

Как видим, в таких словах всегда больше звуков, чем букв.

После согласных звуков буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают их мягкость:

  • сел [с’ э л]
  • нёс [н’ о с]
  • люк [л’ у к]
  • пять [п’ а т’]

Записывая звучание слова, следует учитывать, что в русском языке происходит фонетический процесс оглушения звонких согласных, находящихся перед глухим согласным и в конце слова, и, наоборот, озвончения глухих согласных перед звонким согласным, кроме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

  • ложка [ло ш к а]; витязь [в’ и т’a с’]; отблеск  [о д б л’ и с к]
  • смазка [с м а с к а]; дробь [д р о п’]; сдвинуть [з д в’ и н у т’]
  • все [ф с’ э]; пруд [п р у т]; вокзал [в а г з а л]

В словах с буквосочетанием «зж» слышится длинный мягкий звук [ж’]

  • брюзжать [б р’ у ж’ а т’]
  • мозжечок [м а ж’ и ч’ о к]

Значит, в таких слова букв меньше, чем звуков.

В словах, в которых есть «ь», который обозначает мягкость предыдущего согласного звука или является морфологическим знаком, указывающим на принадлежность слова к женскому роду, букв насчитываем больше, а звуков меньше:

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 буквы, 3 звука.

Мягкие согласные звуки могут смягчать предыдущий согласный звук.

Послушаем, как звучат слова:

  • свечка [с’ в’ э ч’ к а]
  • гвозди [г во з’ д’ и]
  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • зонтик [з о н’ т’ и к]

Памятка

Фонетический разбор слова

Пример звуко-буквенного разбора

Учитывая все фонетические изменения в слове, расписываем звуки слова по вертикали и даем характеристику каждому звуку, например, вот так:

праздник  [п р а з’ н’ и к]

  • п [п] — согласный глухой парный, твердый парный;
  • р [р] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
  • а [а] — гласный ударный;
  • з [з’] — согласный звонкий парный, мягкий парный;
  • д  не обозначает звука
  • н [н’] — согласный звонкий непарный, мягкий парный;
  • и [и] — гласный безударный;
  • к [к] — согласный глухой парный, твердый парный.
В слове «праздник» 8 букв, 7 звуков.

Фонетический разбор слова «праздник» выполнен.

Видеоурок

Для закрепления материала посмотрите видео по теме урока:


ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:

Читайте также:

  1. Лидия says:

    Непонятен мне звуко-буквенный раз­бор сло­ва, напри­мер: ПРАЗДНИК. Почему Р одно­вре­мен­но явля­ет­ся ПАРНЫМ и НЕПАРНЫМ? У Р раз­ве есть пар­ная бук­ва?

    • Admin says:

      Лидия, звук «р» непар­ный по звонкости-глухости, но пар­ный по твердости-мягкости.

  2. Ольга says:

    Парный по твёрдости-мягкости по срав­не­нию с чем,непонятно

  3. Звонкий твер­дый соглас­ный [р] име­ет пару — мяг­кий соглас­ный [р’].
    Это про­яв­ля­ет­ся, напри­мер, при срав­не­нии слов:
    раса — ряса;
    урок — урюк;
    рыба — рис.

    А по при­зна­ку звонкости/глухости у звон­ко­го соглас­но­го [р] нет пары, как и у ряда таких же сонор­ных зву­ков:
    [л], [м], [н], [й’].

  4. Наталья says:

    кому вооб­ще это нуж­но — бред какой-то

  5. Настя says:

    Действительно бред, когда я учи­лась было понят­но пар­ный или не пар­ный, б-п в-ф и т. д

  6. Полина says:

    супер мне помо­гло

  7. Анна says:

    Этот бред попро­буй ещё объ­яс­ни детям в пер­вом клас­се!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *