Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-бук­вен­ный раз­бор сло­ва — это фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва. Чтобы выпол­нить этот раз­бор сло­ва, как зву­ча­щей еди­ни­цы язы­ка, пишет­ся тран­скрип­ция  — запись зву­ко­во­го соста­ва сло­ва. Выполняется точ­ная запись, как зву­чит сло­во.

Звуко-бук­вен­ный раз­бор - это ана­лиз зву­ко­во­го соста­ва сло­ва и его бук­вен­но­го отоб­ра­же­ния на пись­ме.

Часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть оди­на­ко­вое коли­че­стве зву­ков, зву­ков боль­ше, чем букв, и букв боль­ше, чем зву­ков.

Примеры

  • небо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 зву­ка
  • ярлык [й’а р л ы к] — 5 букв, 6 зву­ков
  • купать [к у п а т’] — 6 букв, 5 зву­ков

При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в сло­ве:

1) в нача­ле сло­ва:

  • едкий [й’ э т к’и й’]
  • ёмкий [й’ о м к’ и й’]
  • юный [й’ у н ы й’]
  • ясли [й’ а с’ л’ и]

2) после дру­гих глас­ных зву­ков:

  • поездить  [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • поём [п а й’ о м]
  • каюта [к а й’ у т а]
  • маяк [м а й’ а к]

3) после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

  • жульен [ж у л’ й э’ н]
  • въехать [в й’э х а т’]
  • курьёз [к у р’ й’ о с]
  • отъём [а т  й’ о м]
  • рьяный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъян [и з’ й’ а н]
  • вьюнок [в’ й’ у н о к]
  • предъюбилей­ный [п р’ и д  й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мяг­ко­сть:

  • сел [с’ э л]
  • нёс [н’ о с]
  • люк [л’ у к]
  • пять [п’ а т’]

Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

  • лож­ка [ло ш к а]; витязь [в’ и т’a с’]; отблеск  [о д б л’ и с к]
  • смаз­ка [с м а с к а]; дро­бь [д р о п’]; сдви­нуть [з д в’ и н у т’]
  • все [ф с’ э]; пруд [п р у т]; вок­зал [в а г з а л]

В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]

  • брюзжать [б р’ у ж’ а т’]
  • мозжечок [м а ж’ и ч’ о к]

Значит, в таких сло­ва букв мень­ше, чем зву­ков.

В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­ко­сть преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­но­сть сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков мень­ше

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 зву­ка;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 зву­ка.

Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

Послушаем, как зву­чат сло­ва:

  • свеч­ка [с’ в’ э ч’ к а]
  • гвоз­ди [г во з’ д’ и]
  • жиз­нь [ж ы з’ н’]
  • зон­тик [з о н’ т’ и к]

Памятка

Фонетический разбор слова

Пример звуко-буквенного разбора

Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, рас­пи­сы­ва­ем зву­ки сло­ва по вер­ти­ка­ли и даем харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку, напри­мер, вот так:

празд­ник  [п р а з’ н’ и к]

  • п [п] — соглас­ный глу­хой пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • р [р] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • а [а] — глас­ный удар­ный;
  • з [з’] — соглас­ный звон­кий пар­ный, мяг­кий пар­ный;
  • д  не обо­зна­ча­ет зву­ка
  • н [н’] — соглас­ный звон­кий непар­ный, мяг­кий пар­ный;
  • и [и] — глас­ный без­удар­ный;
  • к [к] — соглас­ный глу­хой пар­ный, твер­дый пар­ный.
В сло­ве «празд­ник» 8 букв, 7 зву­ков.

Фонетический раз­бор сло­ва «празд­ник» выпол­нен.

Видеоурок

Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме уро­ка:

Похожее ...

  1. Лидия says:

    Непонятен мне зву­ко-бук­вен­ный раз­бор сло­ва, напри­мер: ПРАЗДНИК. Почему Р одно­вре­мен­но явля­ет­ся ПАРНЫМ и НЕПАРНЫМ? У Р раз­ве есть пар­ная бук­ва?

    • Admin says:

      Лидия, звук «р» непар­ный по звон­ко­сти-глу­хо­сти, но пар­ный по твер­до­сти-мяг­ко­сти.

  2. Ольга says:

    Парный по твёр­до­сти-мяг­ко­сти по срав­не­нию с чем,непонятно

  3. Звонкий твер­дый соглас­ный [р] име­ет пару — мяг­кий соглас­ный [р’].
    Это про­яв­ля­ет­ся , напри­мер, при срав­не­нии слов:
    раса –ряса;
    урок — урюк;
    рыба — рис.

    А по при­зна­ку звонкости/глухости у звон­ко­го соглас­но­го [р] нет пары, как и у ряда таких же сонор­ных зву­ков:
    [л], [м], [н], [й’].

  4. Наталья says:

    кому вооб­ще это нуж­но — бред какой-то

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *