Примеры сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением

В сложноподчинённом предложении несколько придаточных частей могут быть связаны последовательным подчинением. Укажем примеры сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением из произведений художественной литературы.

Сложное предложение с последовательным подчинением

В сложноподчиненном предложении два и более подчиненных предложений могут иметь последовательное подчинение по отношению друг к другу. Последовательное подчинение имеет «говорящее» название. Такое подчинение придаточных предложений по отношению к главному происходит последовательно от него к первому зависимому предложению, от первого ко второму, от второго к третьему и т.д.

Непосредственно главному предложению подчиняется только первое придаточное, а все последующие постепенно и последовательно присоединяются по очереди друг к другу. Образно говоря, это построение сложноподчиненного предложения похоже на железнодорожный состав, где к тепловозу присоединяется только первый вагон, а все остальные цепляются друг за друга по порядку. Например:

Помню (1), как пошли мы с лесником в дубраву (2), где в зарослях возле воды держались олени и кабаны (3)  (В. Песков).

Сложноподчиненное предложение состоит из трех простых: первое предложение главное, второе и третье — придаточные. Первое придаточное предложение непосредственно соединено с помощью союза «как» с главным и поясняет в нем сказуемое, выраженное глаголом «помню»:

помню (что?) как пошли мы с лесником в дубраву.

Второе придаточное предложение присоединяется союзным словом «где» к первому придаточному  и поясняет в нем обстоятельство, выраженное существительным в падежной форме с предлогом «в дубраву» :

в дубраву (какую?) где в зарослях возле воды держались олени и кабаны.

Линейная схема предложения с последовательным подчинением выглядит так:

[глагол], (союз «как»… сущ.), (союзное слово «где»…)

Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением

Следует иметь в виду, что в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением одно придаточное предложение может оказаться внутри другого наподобие «матрёшки», причём подчинительные союзы или союз и союзное слово окажутся рядом, например:

Я думал о том (1), что (2), если каждый день человек получает одни только радости (3), он их вовсе не получает (2).

[ …о том], (союз «что», (союз «если»…)…).

Рядом находятся подчинительные союзы «что» и «если», которые относятся к разным придаточным предложениям:

  • что он их вовсе не получает;
  • если каждый день человек получает одни только радости.

Между союзами ставится запятая, если изъятие второго подчинительного предложения не требует перестройки всего сложного предложения, а это происходит при отсутствии второй части составного союза — то, так, но.

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложного. В этом случае далее имеется вторая часть составного союза — то, так, но.

Примеры предложений из художественной литературы

Эдип знал, что_ если он не разгадает головоломки, то его ждет гибель… (И. Эренбург).

Казалось, что_ если она однажды не выйдет на работу, то к обеду следует ожидать конец света (Т. Устинова).

Подъехав к месту сражения, я понял, что, если проявить упорство, победа будет за нами.

Воздух был необыкновенно светел, прозрачен и нежен, так что, когда Анна Акимовна поглядела в окно, ей прежде всего захотелось вздохнуть глубоко-глубоко (А. Чехов).

Снег падал медленно и важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, будто с неба слетают на город легкие белые цветы (К. Паустовский).

Я был слаб, чтобы работать, поэтому писал книги и пьесы…(Б. Шоу).

Ветки их так часто переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудесным образом распустились на одном кусте (К. Паустовский).

В то лето, когда побывал Сёмка в городе, он стал приглядываться к церковке, которая стояла в деревне Талица, что в трех верстах езды от Чебровки  (В. Шукшин).

Многие думают, будто пойди только в лес, где много медведей, так они набросятся и съедят тебя (М. Пришвин).

Допустим, мы заинтересованы, чтобы в лесу водилось побольше рябчиков, жизнь которых связана с хвойными деревьями (В. Солоухин).


ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:

Читайте также:

  1. Наталья says:

    В послед­нем при­ме­ре у вас ошиб­ка, пра­виль­ный вари­ант: «…води­лОсь поболь­ше ряб­чи­ков..».
    У Солоухина посмот­ри­те.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *