Составное глагольное сказуемое. Примеры из художественной литературы

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть состав­ным гла­голь­ным. Оно скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки со стёр­тым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и инфи­ни­ти­ва. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с СГС.

Рассмотрим более подроб­но ком­по­нен­ты состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, кото­рое усло­вим­ся далее обо­зна­чать аббре­ви­а­ту­рой СГС.

Глагол-связка не обла­да­ет пол­но­цен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а может выра­жать нача­ло (начать, стать, при­нять­ся, пустить­ся, бро­сить­ся, кинуть­ся и пр.), про­дол­же­ние (про­дол­жать, остать­ся) или окон­ча­ние дей­ствия (кон­чить, пере­стать, бро­сить, окон­чить, закон­чить, закон­чить­ся и пр.), напри­мер:

С само­го утра начал накра­пы­вать мел­кий осен­ний дождь.

Уже вто­рые сут­ки про­дол­жал буше­вать на море шторм.

Мастер закон­чил поли­ро­вать дере­вян­ную шка­тул­ку.

В каче­стве глагола-связки могут высту­пать сло­ва со зна­че­ни­ем жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния:

хотеть, желать, стре­мить­ся, ста­рать­ся, решить, меч­тать, любить, брать­ся, пытать­ся, про­бо­вать, согла­сить­ся, наме­ре­вать­ся;

модаль­ные гла­го­лы, выра­жа­ю­щие спо­соб­но­сть или неспо­соб­но­сть к дей­ствию:

мочь, суметь, научить­ся, разу­чить­ся, устать, успеть и пр.;

неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы:

сто­ит, сто­и­ло, при­хо­дит­ся, сле­ду­ет, уда­ет­ся.

Примеры предложений из художественной литературы

Мало-помалу сол­неч­ные лучи наверху елей нача­ли нагре­вать ело­вые шиш­ки (М. Пришвин).

Девушки ско­ро пере­ста­ли стес­нять­ся (К. Паустовский).

Свою посты­лую сво­бо­ду я поте­рять не захо­тел (А.Пушкин).

Признаюсь, я не желаю с вами позна­ко­мить­ся (М.Лермонтов).

Уж не моло­до­сть ли хочет вер­нуть­ся ко мне опять (М.Лермонтов).

Каждый день мы можем проснуть­ся в огне (Н. Островский).

Густой снег стал валить сплош­ной мок­рой лави­ной (Кожевников).

Гудок про­дол­жал реветь (Н. Островский).

Никто на све­те не уме­ет луч­ше нас сме­ять­ся и любить (В. Лебедев-Кумач).

Она ста­ра­лась отда­лить сколь­ко воз­мож­но мину­ту объ­яс­не­ния (Л. Толстой).

Я хочу пока­зать вам свою рабо­ту (К. Паустовский).

Сложные случаи выражения СГС

К СГС отно­сят­ся и такие, в соста­ве кото­рых вме­сто спря­га­е­мо­го модаль­но­го гла­го­ла высту­па­ют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния гла­голь­но­го харак­те­ра, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся из модаль­но­го гла­го­ла и суще­стви­тель­но­го, напри­мер:

  • имел наме­ре­ние = наме­ре­вал­ся;
  • горел жела­ни­ем = желал;
  • терял надеж­ду = не наде­ял­ся.

Он имел наме­ре­ние встре­тить мать на вок­за­ле.

Девушка не теря­ла надеж­ду успеш­но сдать всту­пи­тель­ные экза­ме­ны.

Незнакомец сде­лал уси­лие улыб­нуть­ся, но это у него не полу­чи­лось.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое может содер­жать во вто­рой части неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние с инфи­ни­ти­вом, напри­мер:

Парень не мог поте­рять надеж­ду = Парень не мог наде­ять­ся.

Спортсмен меч­тал одер­жать побе­ду на Олимпиаде = Спортсмен меч­тал побе­дить на Олимпиаде.

Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива

Научимся отли­чать СГС от тех слу­ча­ев, когда инфи­ни­тив не обра­зу­ет слож­но­го ска­зу­е­мо­го, а явля­ет­ся кос­вен­ным допол­не­ни­ем. В таких пред­ло­же­ни­ях при­сут­ству­ет субъ­ект дей­ствия, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, и объ­ект, кото­ро­му при­над­ле­жит дей­ствие, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, напри­мер:

Режиссер про­сил подой­ти нас бли­же к рам­пе.

Режиссер про­сил нас о чём? Чтобы мы подо­ш­ли к рам­пе.

Режиссер про­сит, а подой­дем мы.

Субъект — режис­сер, кото­рый про­сит, объ­ект — мы, кото­рые подой­дут.

Каждому при­над­ле­жит свое дей­ствие. В этом пред­ло­же­нии нет СГС. Сказуемое явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным.

Аналогичные примеры:

Нас про­си­ли вер­нуть кни­ги в биб­лио­те­ку вовре­мя.

Он заста­вил нас повто­рить урок.


ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:


Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *