Изъявительное наклонение глагола

Изъявительное накло­не­ние гла­го­ла — это систе­ма форм гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет реаль­ное дей­ствие в момент речи, совер­ше­ния дей­ствия после него или до сооб­ще­ния о нем.

Узнаем, что такое изъ­яви­тель­ное накло­не­ние гла­го­ла в рус­ском язы­ке, чем оно отли­ча­ет­ся от пове­ли­тель­но­го и услов­но­го накло­не­ния.

Изъявительное наклонение и время глагола

Определение
Изъявительное накло­не­ние — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла, кото­рый выра­жа­ет, что дей­ствие реаль­но про­ис­хо­дит сей­час, будет про­ис­хо­дить после раз­го­во­ра о нем или уже состо­я­лось в про­шлом.

Бабочка (что дела­ет?) лета­ет над цве­ту­щи­ми ромаш­ка­ми.

Пчелы (что сде­ла­ют?) собе­рут нек­тар с луго­вых цве­тов.

Дождь (что сде­лал?) закон­чил­ся, и (что сде­ла­ло?) выгля­ну­ло умы­тое солн­це.

Как видим, это накло­не­ние гла­го­ла тес­но свя­за­но с кате­го­ри­ей вре­ме­ни.

Вывод
Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет про­те­ка­ние дей­ствия во вре­ме­ни.

В свя­зи с этим у гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния раз­ли­ча­ют три фор­мы вре­ме­ни:

Наличие вре­ме­ни явля­ет­ся глав­ным отли­чи­тель­ным свой­ством гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния. Ни пове­ли­тель­ное, ни услов­ное накло­не­ние не обла­да­ют этой грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей.

Изъявительное наклонение глагола

Настоящее и будущее время глагола изъявительного наклонения

В насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­гол изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам.

Формы насто­я­ще­го вре­ме­ни име­ют толь­ко гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида, кото­рые обо­зна­ча­ют, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи о нем, сей­час или посто­ян­но повто­ря­ет­ся. Глаголы в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни отве­ча­ют на вопро­сы что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и т. д.

Заданный вопрос и лич­ные окон­ча­ния ука­жут на фор­му насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния.

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «ехать» в фор­мах насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • 1 лицо   я (что делаю?)  еду — мы (что дела­ем?) едем
  • 2 лицо   ты (что дела­ешь?) едешь — вы (что дела­е­те?) едете
  • 3 лицо   он (что дела­ет?) едет — они (что дела­ют?) едут.

Окончания слов этой части речи в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни зави­сят от при­над­леж­но­сти гла­го­ла к I или  II спря­же­нию.

ЧислоЛицоІ спря­же­ниеІІ спря­же­ние
ОкончанияПримерыОкончанияПримеры
Ед.1 – я
2 – ты
3 – он, она, оно
-у, -ю
-ешь
-ет
хло­по­чу
хло­по­чешь
хло­по­чет
-у, -ю
-ишь
-ит
мед­лю
мед­лишь
мед­лит
Мн.1 – мы
2 – вы
3 – они
-ем
-ете
-ут, -ют
хло­по­чем
хло­по­че­те
хло­по­чут
-им
-ите
-ат, -ят
мед­лим
мед­ли­те
мед­лят
Будущее вре­мя гла­го­ла обо­зна­ча­ет, что дей­ствие состо­ит­ся в бли­жай­шем вре­ме­ни, после того, как идет речь о нем. Глаголы в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни отве­ча­ют на вопро­сы что сде­ла­ет? что будет делать?

Различают про­стую и слож­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни.

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся фор­ма про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни:

  • 1 лицо   я (что сде­лаю?) позав­тра­каю — мы (что сде­ла­ем?) позав­тра­каем
  • 2 лицо   ты (что сде­ла­ешь?) позав­тра­каешь — вы (что сде­ла­е­те?) позав­тра­каете
  • 3 лицо   он (что сде­ла­ет?) позав­тра­кает — они (что сде­ла­ют?) позав­тра­кают

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют слож­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рая скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной фор­мы смыс­ло­во­го гла­го­ла.

Посмотрим, как изме­нить гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «ска­кать» в фор­мах буду­ще­го вре­ме­ни:

  • 1 лицо   я  буду ска­кать — мы будем ска­кать
  • 2 лицо   ты будешь ска­кать — вы будете ска­кать
  • 3 лицо   он  будет ска­кать — они будут ска­кать

Прошедшее время глагола

Прошедшее вре­мя гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния ука­зы­ва­ет, что дей­ствие совер­ши­лось до того, как мы гово­рим о нем. Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни отве­ча­ют на вопро­сы что делал? что сде­лал?

Слова этой части речи в про­шед­шем вре­ме­ни изме­ня­ют­ся толь­ко по родам и чис­лам:

  • отец   (что делал?) читал   газе­ту;
  • девушка (что дела­ла?) читала жур­нал;
  • сту­ден­чество (что дела­ла?) читало кон­спек­ты;
  • люди (что дела­ли?) читали эту новость.

Характерным при­зна­ком гла­го­ла в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни явля­ет­ся суф­фикс -л-, кото­рый обра­зу­ет эту фор­му от осно­вы инфи­ни­ти­ва:

  • читать — читал;
  • про­гу­лять — про­гу­лял;
  • успеть — успел.

Как определить изъявительное наклонение глагола?

Изъявительное накло­не­ние гла­го­ла опре­де­лим поша­го­во:

  1. най­дем гла­гол в пред­ло­же­нии (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее дей­ствие);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос (что дела­ет, что сде­ла­ет? что будет делать? что сде­лал?, что делал?);
  3. опре­де­лим вре­мя гла­го­ла (насто­я­щее, буду­щее или про­шед­шее) по зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ской фор­ме;
  4. Сделаем вывод:
если дей­ствие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, сопря­же­но со вре­ме­нем его про­те­ка­ния, это гла­гол изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния.

Примеры

В реч­ке плес­ну­ла хво­стом круп­ная рыба.

Рыба (что сде­ла­ла?) плес­ну­ла.

Плеснула — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие состо­я­лось. Он име­ет фор­му жен­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни, на что ука­зы­ва­ет суф­фикс -л-  и окон­ча­ние (плес­нула). Значит, это гла­гол изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния.


На небе але­ет яркая полос­ка.

Полоска (что дела­ет?) але­ет.

Алеет — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в момент речи о нём. Это гла­гол в фор­ме насто­я­щее вре­ме­ни име­ет окон­ча­ние -ет (алеет) 3 лица един­ствен­но­го чис­ла. Значит, сло­во «але­ет» — это гла­гол изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния.


Ты позво­нишь мне зав­тра?

Ты (что сде­ла­ешь?) позво­нишь.

Слово «позво­нишь» обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое пред­по­ла­га­ет­ся в буду­щем (зав­тра). Это гла­гол совер­шен­но­го вида име­ет фор­му про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни с окон­ча­ни­ем -ишь 2 лица един­ствен­но­го чис­ла. Это гла­гол изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния.

Видеоурок «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (6 класс)»

Скачать ста­тью: PDF
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 3.8. Проголосовало: 10