Времена глаголов в русском языке

Времена гла­го­лов — это насто­я­щее, буду­щее и про­шед­шее вре­мя, кото­рые обо­зна­ча­ют, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи, будет про­ис­хо­дить или совер­ши­лось рань­ше.

Объясним уче­ни­кам 3 и 4 клас­са, что такое вре­ме­на гла­го­лов в рус­ском язы­ке. Но преж­де напом­ним, какая часть речи назы­ва­ет­ся гла­го­лом.

Определение
Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет?

Понаблюдаем:

Ветер (что дела­ет?) сры­ва­ет листья с дере­вьев.

Мальчик (что сде­лал?) заду­мал­ся над реше­ни­ем зада­чи.

Глагол обла­да­ет харак­тер­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, кото­рые отли­ча­ют его от слов дру­гих частей речи. Одним из таких  при­зна­ков явля­ют­ся вре­ме­на гла­го­лов.

Что такое времена глаголов?

Самостоятельная часть речи имя суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, при­ла­га­тель­ное — по паде­жам, чис­лам и родам. Глагол — это часть речи, кото­рая изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам.

Глагол не про­сто обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та, а это дей­ствие свя­за­но со вре­ме­нем. С помо­щью гла­го­лов мы можем совер­шить путе­ше­ствие во вре­ме­ни, узнать, что было до того, как мы гово­рим об этом дей­ствии, что про­ис­хо­дит сей­час или будет про­ис­хо­дить после наше­го раз­го­во­ра об этом.

Времена глагола

Чтобы понять, что такое вре­ме­на гла­го­ла, рас­смот­рим выска­зы­ва­ния:

Клоун тан­цу­ет.

Клоун будет тан­це­вать.

Клоун стан­цу­ет.

Клоун стан­це­вал.

Клоун тан­це­вал.

О ком гово­рит­ся в этих пред­ло­же­ни­ях? О кло­уне. (Кто?) кло­ун.

Настоящее время глагола

Что гово­рит­ся о кло­уне в пер­вом пред­ло­же­нии?

В пер­вом пред­ло­же­нии мы узна­ем, что кло­ун выпол­ня­ет дей­ствие имен­но сей­час, если зада­дим вопрос:

кло­ун (что дела­ет?) тан­цу­ет.

Если гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит в этот момент речи и отве­ча­ет на вопрос что дела­ет? — это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Глагол «тан­цу­ет» обо­зна­ча­ет реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни, как и сло­ва этой части речи в такой же фор­ме:

  • утка (что дела­ет?) пла­ва­ет;
  • солн­це (что дела­ет?) све­тит;
  • дере­во (что дела­ет?) рас­тет.

Будущее время глагола

Во вто­ром и тре­тьем пред­ло­же­нии к гла­го­лам зада­дим вопро­сы:

  • кло­ун (что будет делать?) будет тан­це­вать;
  • кло­ун (что сде­ла­ет?) стан­цу­ет.

Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, совер­шит­ся в буду­щем, после того момен­та, как мы гово­рим о нем. Глаголы «будет тан­це­вать» и «стан­цу­ет» име­ют фор­му буду­ще­го вре­ме­ни.

Глагол буду­ще­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое будет про­ис­хо­дить, и отве­ча­ет на вопро­сы что сде­ла­ет? что будет делать?

Примеры

Саша (что сде­ла­ет?) нари­су­ет само­лет.

Собака (что сде­ла­ет?) зала­ет во дво­ре.

Мы (что будем делать?) будем петь пес­ни.

Дети (что будут делать?) будут смот­реть мульт­фильм.

Прошедшее время глагола

В тре­тьем и чет­вер­том пред­ло­же­нии гла­го­лы отве­ча­ют на вопро­сы:

  • кло­ун (что сде­лал?) стан­це­вал;
  • кло­ун (что делал?) тан­це­вал.

Действие уже состо­я­лось до того момен­та, как мы гово­рим о нем. Оно уже про­изо­шло ранее. Это гла­го­лы про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­изо­шло в про­шлом и отве­ча­ет на вопро­сы что сде­лал? что делал?

Понаблюдаем:

Яблоня (что сде­ла­ла?) вырос­ла в саду.

Лес (что сде­лал?) уснул под сне­гом.

Маша (что дела­ла?) рисо­ва­ла ёлку.

Котенок (что делал?) играл с клуб­ком ниток.

Итак, поды­то­жим наши иссле­до­ва­ния.

Вывод
Глаголы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам.

У гла­го­ла в зави­си­мо­сти от  того, какое дей­ствие оно обо­зна­ча­ет по отно­ше­нию к момен­ту речи о нем, раз­ли­ча­ют три фор­мы вре­ме­ни:

  • насто­я­щее вре­мя;
  • буду­щее вре­мя;
  • про­шед­шее вре­мя.

Время гла­го­ла мож­но опре­де­лить по задан­но­му к нему вопро­су.

Времена гла­го­ловОтвечают на вопро­сыОбозначают дей­ствияПримеры
Настоящеечто дела­ет?
что дела­ют?
что делаю?
что дела­ешь?
кото­рые про­ис­хо­дят
в насто­я­щем вре­ме­ни,
в момент речи
рису­ет
рису­ют
рисую
рису­ешь
Прошедшеечто делал?
что сде­лал?
что дела­ли?
что сде­ла­ли?
кото­рые уже про­изо­шли
или про­ис­хо­ди­ли в
про­шед­шем вре­ме­ни,
до момен­та речи
рисо­вал
нари­со­вал
рисо­ва­ли
нари­со­ва­ли
Будущеечто сде­ла­ет?
что сде­ла­ют?
что будет делать?
что будут делать?
кото­рые про­изой­дут
в буду­щем вре­ме­ни,
после момен­та речи
нари­су­ет
нари­су­ют
нари­су­ет
нари­су­ют

Упражнение

Определим вре­ме­на гла­го­лов в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

Кот гре­ет­ся на теп­лом сол­ныш­ке.

Юля будет выре­зать елоч­ку из зеле­ной бума­ги.

Тёмная туча надви­ну­лась на солн­це.

Сын сыг­ра­ет с отцом в шах­ма­ты.

Соловей поёт на вет­ке бере­зы.

Редкие сне­жин­ки мед­лен­но закру­жи­лись в воз­ду­хе.

Скоро наша реч­ка замерз­нет.

После теп­ло­го дождя гри­бы в лесу будут рас­ти один за одним.

Презентация

Скачать презентацию

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDF
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 10