Настоящее время глагола

Настоящее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи.

Узнаем, что такое насто­я­щее вре­мя гла­го­ла, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни и в какой после­до­ва­тель­но­сти выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор.

Прежде чем выяс­нить, что такое насто­я­щее вре­мя, ука­жем, что дей­ствие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом свя­за­но с тече­ни­ем вре­ме­ни. Грамматическая кате­го­рия вре­ме­ни гла­го­ла выра­жа­ет отно­ше­ние дей­ствия к момен­ту речи о нём. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния мож­но ука­зать три фор­мы вре­ме­ни:

  • насто­я­щее вре­мя я (что делаю?) тан­цую (в момент речи);
  • буду­щее вре­мяя (что буду делать?) буду тан­це­вать (пла­ни­рую дей­ствие в буду­щем);
  • про­шед­шее вре­мяя (что делал?) тан­це­вал (дей­ствие состо­я­лось в про­шлом).

Времена глагола

Рассмотрим более подроб­но, что такое насто­я­щее вре­мя гла­го­ла в рус­ской грам­ма­ти­ке.

Что такое настоящее время глагола?

Глагол может обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­но в момент речи о нем.

  • пти­ца (что дела­ет?) поёт;
  • коте­нок (что дела­ет?) мяу­ка­ет;
  • спортс­мен (что дела­ет?) бежит;
  • музы­кант (что дела­ет?) игра­ет на скрип­ке.

Все эти гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся сей­час. Слова этой части речи могут обо­зна­чать так­же посто­ян­ное дей­ствие, без­от­но­си­тель­ное к тече­нию вре­ме­ни или регу­ляр­но повто­ря­ю­ще­е­ся:

  • город (что дела­ет?) стро­ит­ся;
  • солн­це (что дела­ет?) све­тит;
  • пше­ни­ца (что дела­ет?) рас­тёт.

Перечисленные сло­ва обо­зна­ча­ют реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни и отве­ча­ют на вопрос что дела­ет? Обратим вни­ма­ние, что все эти гла­го­лы име­ют посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак  — несо­вер­шен­ный вид.

Важно!
Глаголы совер­шен­но­го вида не обра­зу­ют форм насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Выяснив это, сде­ла­ем сле­ду­ю­щий вывод.

Вывод
Настоящее вре­мя — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида, выра­жа­ю­щий, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи, посто­ян­но или повто­ря­ет­ся.

Цветущая вес­на (что дела­ет?) сме­ня­ет мороз­ную зиму.

Луна (что дела­ет?) вра­ща­ет­ся вокруг Земли.

Вечером солн­це (что дела­ет?) ухо­дит за гори­зонт.

Настоящее время глагола

Как образуется настоящее время глагола?

Чтобы понять, как обра­зу­ет­ся насто­я­щее вре­мя гла­го­ла, ука­жем, что в рус­ской грам­ма­ти­ке гла­го­лы в насто­я­щем вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем. В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­лов 

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся в насто­я­щем вре­ме­ни по лицам и чис­лам гла­го­лы:

укра­шать I спря­же­ние

  • 1 лицо  я (что делаю?) укра­шаю — мы (что дела­ем?) укра­ша́ем
  • 2 лицо  ты (что дела­ешь?) укра­ша́ешь — вы (что дела­е­те?) укра­ша́ете
  • 3 лицо  он (что дела­ет?) укра­ша́ет — они (что дела­ют?) укра­ша́ют

пла­тить II спря­же­ние

  • 1 лицо  я плачу — мы пла́тим
  • 2 лицо  ты пла́тишь — вы пла́тите
  • 3 лицо  он пла́тит — они пла́тят

Настоящее вре­мя гла­го­лов харак­те­ри­зу­ет­ся нали­чи­ем лич­ных окон­ча­ний, кото­рые при­со­еди­ня­ют­ся к осно­ве слов.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узна­е­те
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим
2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научи­те
3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Как определить глагол настоящего времени?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, что гла­гол име­ет фор­му насто­я­ще­го вре­ме­ни, пред­ла­га­ем вос­поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  1. в пред­ло­же­нии оты­щем гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и пр.
  3. опре­де­лим, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие в момент речи, сей­час;
  4. посмот­рим на лич­ное окон­ча­ние (-у/-ю, -ешь/-ишь, -ет-/ит и т. д.);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждения

За окном бушу­ет осен­няя непо­го­да.

Слово «бушу­ет» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

непо­го­да что дела­ет? бушу­ет.

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в этот момент речи о нём. Слово име­ет лич­ное окон­ча­ние -ет. Значит, это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Как выполнить морфологический разбор глагола настоящего времени?

Морфологический раз­бор гла­го­ла в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни выпол­ним после­до­ва­тель­но, ука­зав его посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки.

В каче­стве при­ме­ра исполь­зу­ем сло­во «бушу­ет».

Бушует

I. Часть речи. Общее зна­че­ние

«Бушует» — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что дела­ет?

Начальная фор­ма «буше­вать».

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • несо­вер­шен­ный вид;
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки:

  • изъ­яви­тель­ное накло­не­ние
  • насто­я­щее вре­мя
  • 3 лицо
  • един­ствен­ное чис­ло

III. Синтаксическая роль

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDF
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 5