Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида — это сло­ва этой части речи, кото­рые обо­зна­ча­ют неза­кон­чен­ное, дли­тель­ное, без огра­ни­че­ния во вре­ме­ни дей­ствие или про­цесс.

Узнаем, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Глагол как само­сто­я­тель­ная часть речи обла­да­ет посто­ян­ны­ми и непо­сто­ян­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, кото­рые харак­тер­ны для слов этой части речи. Вид — это посто­ян­ный при­знак, кото­рый сле­ду­ет ука­зать у каж­до­го гла­го­ла при мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре.

Вид гла­го­ла обо­зна­ча­ет харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия или состо­я­ния, ука­зы­ва­ет на его огра­ни­чен­ность или неогра­ни­чен­ность, как дей­ствие соот­но­сит­ся со вре­ме­нем, име­ет ли пре­дел.

В соот­вет­ствии с этим у гла­го­лов раз­ли­ча­ют совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид.

Виды глаголов

Разберемся, что такое несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла.

Что такое несовершенный вид глагола?

Глагол может обо­зна­чать дли­тель­ное дей­ствие без ука­за­ния на его гра­ни­цы.

По реке плы­вет лод­ка с рыба­ком.

Лодка (что дела­ет?) плы­вет.

Сколько вре­ме­ни плы­вет лод­ка и когда закон­чит­ся дей­ствие, это сло­во не обо­зна­ча­ет. Глагол «плы­вет» ука­зы­ва­ет на неза­вер­шен­ное дей­ствие, кото­рое не име­ет внут­рен­них пре­де­лов. Это грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что будет делать? что делал? и обо­зна­ча­ют:

1. неза­вер­шен­ное дей­ствие в виде дли­тель­но­го про­цес­са:

  • малыш смот­рит;
  • кана­рей­ка поёт;
  • маль­чик рисо­вал;

2. повто­ря­ю­ще­е­ся или мно­го­крат­ное дей­ствие:

  • соби­ра­ет моне­ты;
  • ука­зы­ва­ет ошиб­ки;
  • дого­ва­ри­ва­ет­ся с ним.

Отличаем их от гла­го­лов совер­шен­но­го вида, кото­рые обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие без воз­мож­но­сти его повто­ре­ния:

  • он (что сде­ла­ет?) посмот­рит фильм;
  • маль­чик (что сде­лал?) нари­со­вал ёлку.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы совер­шен­но­го вида ука­зы­ва­ют, что дей­ствие уже реаль­но состо­я­лось (состо­ит­ся) и име­ет свои внут­рен­ние пре­де­лы.

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИДСОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шатьпослу­шать
читатьпро­чи­тать
писатьнапи­сать
питьвыпить
гото­витьпри­го­то­вить

Особенности глаголов несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют все три фор­мы вре­ме­ни:

  • насто­я­щее
  • про­шед­шее
  • слож­ное буду­щее.

Посмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «смот­реть» в фор­мах насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • 1 лицо я смотрю — мы смотрим
  • 2 лицо ты смотришь — вы смотрите
  • 3 лицо он смотрит — они смотрят.

Этот гла­гол обра­зу­ет фор­мы слож­но­го буду­ще­го вре­ме­ни с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть»:

  • 1 лицо я буду смот­реть — мы будем смот­реть
  • 2 лицо ты будешь смот­реть — вы буде­те смот­реть
  • 3 лицо он будет смот­реть — они будут смот­реть

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лы не име­ют кате­го­рии лица, а изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам:

  • дедуш­ка смот­рел   ;
  • подру­га смот­рела;
  • дитя смот­рело;
  • люди смот­рели.

От гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида мож­но обра­зо­вать гла­го­лы совер­шен­но­го вида с помо­щью при­став­ки:

  • (что делать?) гово­рить → (что сде­лать?) угово­рить;
  • плыть → приплыть;
  •  вязать → связать;
  • шить → перешить.

Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары.

Как определить несовершенный вид глагола?

Несовершенный вид гла­го­ла опре­де­лим по харак­тер­но­му вопро­су, задан­но­му к сло­ву в соот­вет­ствии с его грам­ма­ти­че­ской фор­мой.

Неопределенная фор­ма гла­го­ла отве­ча­ет на вопрос что делать?

  • (что делать?) плыть;
  • гулять, возить, стре­лять.

Глаголы в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни в зави­си­мо­сти от кате­го­рии лица и чис­ла отве­ча­ют на вопро­сы:

  • я (что делаю?) гуляю;
  • ты (что дела­ешь?) плы­вешь;
  • он (что дела­ет?) стре­ля­ет;
  • мы (что дела­ем?) плы­вем

и т. д.

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни умест­ны вопро­сы:

  • спортс­мен (что делал?) плыл ;
  • девоч­ка (что дела­ла?) гуляла;
  • (что дела­ло?) везло;
  • охот­ни­ки (что дела­ли?) стре­ляли

Также, что­бы узнать гла­гол несо­вер­шен­но­го вида, обра­тим вни­ма­ние на его мор­фем­ное стро­е­ние.

У мно­гих гла­го­лов при­зна­ком несо­вер­шен­но­го вида мож­но назвать отсут­ствие при­став­ки и нали­чие суф­фик­са -/:

  • спать
  • встречать
  • сказать

Хотя суще­ству­ют бес­при­ста­воч­ные гла­го­лы совер­шен­но­го вида, пере­чень кото­рых сле­ду­ет знать:

  • простить, родить, купить, лишить, кончить, пленить, решить;
  • вос­питать, основать;
  • обидеть.

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида име­ют харак­тер­ные суф­фик­сы -ова-/-ева, -ыва-/-ива-:

  • беседовать
  • танцевать
  • раз­ведывать
  • про­сеивать

Видеоурок «Совершенный и несовершенный вид глаголов»

Скачать ста­тью: PDF
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 4