Синтаксическая роль наречий

Синтаксическая роль наре­чий зави­сит от того, сло­во какой части речи они пояс­ня­ют в пред­ло­же­нии. Наречие явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, если при­мы­ка­ет к гла­го­лу, при­ла­га­тель­но­му, дру­го­му наре­чию. Наречия выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, если пояс­ня­ют суще­стви­тель­ное.

Роль в пред­ло­же­нииПримеры
ОбстоятельствоДети заиг­ра­лись (до каких пор?) допозд­на.

Миша смот­рит люби­мую пере­да­чу (как?) сосре­до­то­чен­но.

Это была (в какой мере?) черес­чур слож­ная зада­ча.

Определение (если наре­чие при­мы­ка­ет к суще­стви­тель­но­му)Андрей любит кофе (какой?) по-ирландски.

Улица (какая?) сле­ва вела к реке. 

Его взгляд (какой?) иско­са встре­во­жил Надю.

Объясним с при­ме­ра­ми, каким чле­ном пред­ло­же­ния может быть наре­чие.

Какой член предложения наречие?

Чтобы понять, какой член пред­ло­же­ния наре­чие, исхо­дим из того что наре­чие как часть речи обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия или состо­я­ния, дру­го­го при­зна­ка или пред­ме­та.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи при­со­еди­ня­ют­ся по смыс­лу к гла­го­лам, при­ла­га­тель­ным, к кате­го­рии состо­я­ния. Тогда наре­чия обо­зна­ча­ют усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, выра­жа­ют каче­ствен­ный или коли­че­ствен­ный при­знак дру­го­го при­зна­ка, его интен­сив­ность.

Синтаксическая роль наречий

Наречие — это обстоятельство

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью наре­чия выпол­ня­ют роль вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния — обсто­я­тель­ства. В каче­стве обсто­я­тель­ства сло­ва этой части речи отве­ча­ют на вопро­сы:

как? где? куда? отку­да? в какой мере? зачем? и пр.

Примеры

На бере­гу реки спо­за­ран­ку (когда?) сидят рыба­ки с удоч­ка­ми.

Яркое солн­це мед­лен­но (как?) вста­ет из-за леса.

Этот макет доми­ка выпол­нен (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но (как?) неуме­ло.

С само­го утра его лицо (в какой мере?) очень хму­ро.

Синтаксическая роль наречий на -о

Не пута­ем син­так­си­че­скую роль наре­чий с суф­фик­сом с омо­ни­мич­ны­ми им фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных сред­не­го рода и слов кате­го­рии состо­я­ния. В пред­ло­же­нии наре­чия на зави­сят от глагола-сказуемого и все­гда явля­ют­ся обсто­я­тель­ства­ми.

Вертолет низ­ко кру­жит над лесом.

Наречия на могут иметь сте­пень срав­не­ния. Но и в этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме они высту­па­ют в роли обсто­я­тель­ства.

Вертолет спус­ка­ет­ся ниже над лесом.

Прилагательные в крат­кой фор­ме сред­не­го рода и сло­ва кате­го­рии состо­я­ния выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль состав­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Понаблюдаем:

Грустно зву­чит неж­ная мело­дия (наре­чие)

Лицо девуш­ки (како­во?) груст­но и сосре­до­то­чен­но (при­ла­га­тель­ное)

Сегодня почему-то груст­но у меня на душе (кате­го­рия состо­я­ния).

Наречие — это определение

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи могут непо­сред­ствен­но пояс­нять име­на суще­стви­тель­ные. Тогда наре­чие явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния опре­де­ле­ни­ем.

От суще­стви­тель­но­го неза­ви­си­мо от того, в роли како­го чле­на пред­ло­же­ния оно высту­па­ет (под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния, обсто­я­тель­ства), зада­дим к наре­чи­ям вопро­сы опре­де­ле­ний:

какой? какая? какое? какие?

Стрижка (какая?) по-мальчишечьи дела­ла её зна­чи­тель­но моло­же.

Наречие как неиз­ме­ня­е­мая часть речи не может согла­со­вы­вать­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и паде­же. Оно при­мы­ка­ет к суще­стви­тель­но­му толь­ко по смыс­лу. По этой при­чине опре­де­ле­ния, выра­жен­ные наре­чи­я­ми, явля­ют­ся несо­гла­со­ван­ны­ми.

Примеры

На лет­ней веран­де мы пьем чай (какой?) впри­кус­ку.

В кон­це дого­во­ра сто­ит под­пись (какая?) по-английски.

Многим нра­вит­ся интен­сив­ная ходь­ба (какая?) шагом.

Путь (какой?) обрат­но ока­зал­ся дол­гим.

Секретер (какой?) спра­ва сде­лан неиз­вест­ным масте­ром в XVIII веке.

Если наре­чие исполь­зу­ет­ся в роли суще­стви­тель­но­го, то оно может быть под­ле­жа­щим или допол­не­ни­ем.

Наше зав­тра при­зрач­но и неяс­но.

Я наде­юсь толь­ко на сего­дня.

Иногда наре­чие быва­ет имен­ной частью ска­зу­е­мо­го.

Все наши ста­ра­ния оказа­лись впу­стую.

Оцените урок!

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings