Главное и зависимое слово в словосочетании

Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.

Узнаем, что такое главное и зависимое слово, как определить главное и зависимое слово в словосочетании, какие виды подчинительной связи существуют между ними. Приведем примеры словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.

Как строится словосочетание?

В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:

  • солнце — яркое солнце;
  • красивый — очень красивый;
  • плавать — плавать в реке.

Словосочетание

Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.

В небе ярко светит весеннее солнце.

В этом предложении не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу.

Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.

Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:

  • солнце (какое?) весеннее;
  • светит (как?) ярко;
  • светит (в чём?) в небе.

Что такое главное и зависимое слово?

В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.

Определение
Слово, от которого задается вопрос к другому слову, является главным в словосочетании.

Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.

Определение
Зависимое слово поясняет главное слово и связано с ним подчинительной связью.

Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.

Как определить главное и зависимое слово?

Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.

Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:

  • солнечный день — день (какой?) солнечный;
  • гулять в паркегулять (в чём?) в парке;
  • совершенно новыйновый (в какой степени?) совершенно.

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:

  • согласование
  • управление
  • примыкание

Виды словосочетаний

Словосочетания со связью согласования

В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.

Определение
Согласование — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматическую форму главного слова в словосочетании.

При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.

Примеры
синее небо, синему небу, синим небом и пр.

Согласование

Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?

  • дальняя дорога — дорога (какая?) дальняя;
  • наш дом — дом (чей?) наш;
  • десятый класс;
  • каждый человек;
  • нарезанные овощи.

Словосочетания со связью управления

В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:

светит (в чём?) в небе.

Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.

Определение
Управление — это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово принимает форму определённого падежа.

В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:

  • стоять (у чего?) у ворот;
  • рад (чему?) солнцу;
  • нарисовал (что?) картину;
  • интересуемся (чем?) искусством;
  • расскажет (о чём?) о путешествии.

Управление

Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:

  • читаю стихи;
  • читаешь стихи;
  • читает стихи.

Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:

  • глагол + существительное (сшить платье);
  • существительное + существительное (крыльцо дома);
  • числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
  • деепричастие + существительное (открыв дверь).
Дополнительный материал

Словосочетания со связью примыкания

В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.

Определение
Примыкание — это вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному  с помощью интонации по смыслу.

Примыкание

К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:

  • приплыть (как?) быстро;
  • отправиться (когда?) попозже;
  • сидеть (как?) развалившись;
  • сделать (зачем?) назло.

От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:

  • удар (какой?) справа;
  • умение (какое?) выжить.
Дополнительный материал

Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.

Главное слово и тип словосочетания

В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:

  • глагольные;
  • именные;
  • наречные.

Словосочетание

В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:

  • петь песню;
  • говоришь быстро;
  • выполнив задание;
  • улыбаясь радостно;
  • нарезанный кусочками.

В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:

  •  утренний туман;
  • радостный от счастья;
  • плавание в бассейне;
  • полный печали;
  • бледный от испуга;
  • семь метров;
  • оба друга.

Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.

Понаблюдаем:

  • слишком поздно;
  • очень грустно;
  • далеко от деревни;
  • высоко над крышей;
  • слева от неё;
  • сверху надо мной.

Видеоурок

Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 4.2. Проголосовало: 19
  1. Екатерина says:

    Почему в словосочетании ,,надеть перчатки,, главное слово ,,надеть,,(ведь ,,надеть что? Перчатки), а в словосочетании ,,собирать землянику,, главное слово ,,землянику,,?

    • Главным словом в словосочетании является то слово, от которого задается вопрос к другому слову.
      Понаблюдаем:

        надеть (что?) перчатки;
        собирать (что?) землянику. 

      В этих словосочетаниях главным словом является глагол, от которого ставится вопрос к зависимому существительному в форме косвенного падежа.

      • Ольга says:

        Понаблюдаем:
        надеть (что?) перчатки;
        собирать (что?) землянику.

        Можно также и от них задать вопросы, например:
        землянику (что делать?) собирать
        перчатки (что сделать?) надеть.
        учились читать
        Учились (что делать?) читать
        или
        читать (что делали?) учились
        В чем разница?
        На мой взгляд тема не раскрыта.
        При выполнении задания, ребенок указал:
        в синей гавани*
        шлепать по лужам*
        учились читать*
        Я интуитивно понимаю, что правильно только 1-ое, но способ, что «можно задать вопрос» не подходит. Определять, что важнее читать или учились, для ребенка равнозначно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *