Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.
Как строится словосочетание?
В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:
- солнце — яркое солнце;
- красивый — очень красивый;
- плавать — плавать в реке.
Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.
В небе ярко светит весеннее солнце.
В этом предложении не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу.
Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.
Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:
- солнце (какое?) весеннее;
- светит (как?) ярко;
- светит (в чём?) в небе.
Что такое главное и зависимое слово?
В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.
Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.
Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.
Как определить главное и зависимое слово?
Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.
Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:
- солнечный день — день (какой?) солнечный;
- гулять в парке — гулять (в чём?) в парке;
- совершенно новый — новый (в какой степени?) совершенно.
Виды подчинительной связи в словосочетании
В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:
- согласование
- управление
- примыкание
Словосочетания со связью согласования
В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.
При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.
Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?
- дальняя дорога — дорога (какая?) дальняя;
- наш дом — дом (чей?) наш;
- десятый класс;
- каждый человек;
- нарезанные овощи.
Словосочетания со связью управления
В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:
светит (в чём?) в небе.
Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.
В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:
- стоять (у чего?) у ворот;
- рад (чему?) солнцу;
- нарисовал (что?) картину;
- интересуемся (чем?) искусством;
- расскажет (о чём?) о путешествии.
Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:
- читаю стихи;
- читаешь стихи;
- читает стихи.
Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:
- глагол + существительное (сшить платье);
- существительное + существительное (крыльцо дома);
- числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
- деепричастие + существительное (открыв дверь).
Словосочетания со связью примыкания
В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.
К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:
- приплыть (как?) быстро;
- отправиться (когда?) попозже;
- сидеть (как?) развалившись;
- сделать (зачем?) назло.
От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:
- удар (какой?) справа;
- умение (какое?) выжить.
Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Главное слово и тип словосочетания
В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:
- глагольные;
- именные;
- наречные.
В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:
- петь песню;
- говоришь быстро;
- выполнив задание;
- улыбаясь радостно;
- нарезанный кусочками.
В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:
- утренний туман;
- радостный от счастья;
- плавание в бассейне;
- полный печали;
- бледный от испуга;
- семь метров;
- оба друга.
Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.
Понаблюдаем:
- слишком поздно;
- очень грустно;
- далеко от деревни;
- высоко над крышей;
- слева от неё;
- сверху надо мной.
Почему в словосочетании ,,надеть перчатки,, главное слово ,,надеть,,(ведь ,,надеть что? Перчатки), а в словосочетании ,,собирать землянику,, главное слово ,,землянику,,?
Главным словом в словосочетании является то слово, от которого задается вопрос к другому слову.
Понаблюдаем:
надеть (что?) перчатки;
собирать (что?) землянику.
В этих словосочетаниях главным словом является глагол, от которого ставится вопрос к зависимому существительному в форме косвенного падежа.
Понаблюдаем:
надеть (что?) перчатки;
собирать (что?) землянику.
Можно также и от них задать вопросы, например:
землянику (что делать?) собирать
перчатки (что сделать?) надеть.
учились читать
Учились (что делать?) читать
или
читать (что делали?) учились
В чем разница?
На мой взгляд тема не раскрыта.
При выполнении задания, ребенок указал:
в синей гавани*
шлепать по лужам*
учились читать*
Я интуитивно понимаю, что правильно только 1-ое, но способ, что «можно задать вопрос» не подходит. Определять, что важнее читать или учились, для ребенка равнозначно.
От слов «землянику» и «перчатки», имеющих форму косвенных падежей, вопросы не ставятся к глаголам. Эти имена существительные зависят от глаголов, а не наоборот.