Неполные простые предложения — это предложения с пропущенным одним или несколькими членами, необходимыми для полноты его строения и смыслового содержания.
В русском языке по наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные предложения
Полными являются простые двусоставные и односоставные предложения, в которых все его члены как главные, так и второстепенные, имеются налицо, например:
Каждую осень я приезжал в лесную деревню и шел от нее к озеру (К. Паустовский).
Только не порвите серебряные струны (В. Высоцкий).
Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).
Не нагнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов).
По одёжке протягивают ножки (пословица).
Приведенные двусоставное и односоставные предложения характеризуются наличием всех членов, необходимых по их структуре. Смысл каждого из них ясен и не нуждается в опоре на предыдущий контекст, то есть их можно цитировать в одиночку.
Признаки неполных предложений
В неполном предложении пропущенный член легко восстанавливается из предыдущего контекста, например:
В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели. Иногда вырывались из травы, с размаху налетали на Машу, с треском ударялись в лицо и со звоном подымались вверх, выше скворечни (К. Паустовский).
Второе предложение является неполным. В нем пропущено подлежащее «шмели», которое легко восстанавливается из содержания первого предложения. А если прочитать только второе предложение, то будет неясно, о чём идет речь: кто или что поднималось из травы?
Значит, неполное предложение является по смыслу несамостоятельным. Его выдергивать из контекста нельзя. Неполные предложения часто используются в составе сложных предложений:
Труд побуждает поле, а поле — человека (пословица).
Золото испытывают огнём, человека — трудом (пословица).
В первом сложном предложении вторая двусоставная часть является неполной, так как в ней пропущено сказуемое «пробуждает». В следующем примере вторая неопределенно-личная часть также характеризуется неполнотой из-за отсутствующего сказуемого «испытывают», которое легко восстанавливается из первой части сложного бессоюзного предложения.
Нераспространённость неполных предложений чаще всего наблюдается во время диалога в разговорной речи.
— Ты где купался утром?
— В озере.
— Как тебя зовут?
— Антипом, батюшка (И. Тургенев).
Примеры неполных предложений
При отсутствии в предложении сказуемого или дополнения на их месте ставится тире, если эта неполнота подчеркивается интонационно паузой.
С утра в поле косили. Вечером тоже.
Тёркин мой — к огню поближе, отгибает воротник (А. Твардовский).
Сколько в жизни всяких шапок я носил уже — не счесть. А у этой запах не такой какой-то есть (А. Твардовский).
Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои — всё хуже (М. Горький).
Алеша смотрел на них, а они на него (Ф. Достоевский).
Из пафоса у него выходил крик, из нежных слов — сладкая тянучка, из-за повелительных реплик римского воина-патриция выглядывал русский брандмайор (А. Куприн).
Багровые листья клена и жёлтые берез лежали у ног женщины (М. Горький).
Эллиптические предложения
В русском языке существует одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается из ситуации и не подсказывается контекстом. Смысл таких предложения понятен вне контекста, например:
А за самым дальним лугом — поле, вспаханное плугом (С. Маршак).
В этом примере пропущено сказуемое (расстилается, находится, есть), которое можно легко восстановить по смыслу самого предложения. Это разновидность неполных предложений, которые называются эллиптическими. Это обозначение восходит к термину «эллипсис» (греческое слово elleipsis), которым называется стилистическая фигура художественной речи, суть которой состоит в намеренном пропуске слов или фактов для придания тексту большей выразительности и динамичности.
В синтаксисе русского языка эллиптические высказывания связаны с речевой ситуацией, которая часто сопровождается мимикой, жестами — невербальными способами коммуникации. Синтаксический эллипсис находит свое отражение в некоторой свёрнутости конструкций, их неполноте.
Она за дверь. А мать — ни слова вслед.
Тем не менее такие высказывания вполне ясны и не требуют дополнительного контекста или разъяснения.
Неполные и назывные предложения (отличия)
Неполные двусоставные предложения не следует путать с односоставными назывными. Особенно такая опасность ошибки существует тогда, когда назывное предложение является распространенным, а неполное двусоставное предложение не имеет сказуемого. В нем осталось только подлежащее, выраженное существительным, и обстоятельство или дополнение, обозначенное также существительным в падежной форме, которое, не задумываясь, относят к подлежащему.
Например, сравним:
Спокойные, большие, похожие на миндалины глаза (назывное предложение).
На базаре обычная толчея (неполное двусоставное предложение).
Основное отличие состоит в том, что в назывном предложении может быть подлежащее и целый каскад согласованных и несогласованных определений, а в неполном двусоставном предложении может отсутствовать сказуемое, но имеется дополнение или обстоятельство — группа сказуемого, например:
На третьем этаже моя квартира.
В этом предложении присутствует подлежащее (квартира) и обстоятельство (неделимое словосочетание «на третьем этаже»), которое указывает на отсутствующее сказуемое. Значит, это неполное двусоставное предложение.
Отличный материал!
Нужно объяснить, какой стилистический оттенок вносит в текст отсутствие членов предложения:Мы перегнулись через подоконник и там в прозрачной тёмной глубине увидели какое-то движение. Не людей, а движение. Что-то ломали, что-то строили. Кто-то двигался, неуловимый, как тень. Вдруг застучало что-то:топор или молоток. Так звонко, весело застучало, как в лесу, как на реке, когда чинят лодку или строят плотину.
-Что ты делаешь сейчас?
— Сижу.
Сижу — неполное двусоставное или односоставное?
Чем отличается двусоставное неполное от односоставного?
В этом диалоге второе предложение является неполным двусоставным, поскольку в отрыве от контекста оно не совсем понятно окружающим, а во-вторых, его полнота восстанавливается опять же из предыдущего предложения (Я сижу).
Односоставные предложения относительно лексически и грамматически самостоятельны, их понимание не требует конкретного языкового окружения.
спосиба бальшойе за етат зомичатильний атвет очин памагло учус в 9 класи на атни пят! спосиба ище раз за етат атвет!