Обстоятельство времени

Обстоятельство вре­ме­ни обо­зна­ча­ет вре­мен­ной про­ме­жу­ток, в тече­ние кото­ро­го про­ис­хо­дит дей­ствие. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обсто­я­тель­ством вре­ме­ни.

В соста­ве рас­про­стра­нен­но­го пред­ло­же­ния, кро­ме глав­ных чле­нов, состав­ля­ю­щих его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, сле­ду­ет выде­лить вто­ро­сте­пен­ные чле­ны:

Виды обстоятельств

Обстоятельства обла­да­ют раз­ным зна­че­ни­ем. Они опре­де­ля­ют место дей­ствия (сидеть на бере­гу, летать ввер­ху), рас­кры­ва­ют его цель (драз­нить нароч­но, сде­лать назло) и при­чи­ну (шеве­лить­ся от вет­ра, отве­тить сго­ря­ча), обо­зна­ча­ют, каким обра­зом совер­ша­ет­ся дей­ствие (рабо­та­ли друж­но, шли пеш­ком), в какой сте­пе­ни (черес­чур тихо, немно­го груст­но) и  вопре­ки каким усло­ви­ям (несмот­ря на мороз, вопре­ки про­гно­зу) и др.

В свя­зи с эти­ми зна­че­ни­я­ми выде­ля­ют сле­ду­ю­щие виды обсто­я­тельств:

Виды обстоятельств таблица

Таблица

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­нияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствияКак? Каким обра­зом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­нияОн дол­го выби­рал кни­гу.
4. ПричиныПочему? На каком осно­ва­нии?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствияИз-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния дей­ствияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком усло­вии?Условие совер­ше­ния дей­ствияПри жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ниНасколько? В какой сте­пе­ни?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствияОн купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Рассмотрим подроб­нее один из видов обсто­я­тельств — обсто­я­тель­ство вре­ме­ни.

Что обозначает?

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния име­ет такое назва­ние, так как обо­зна­ча­ет вре­мен­ные про­ме­жут­ки, когда или с каких пор и до каких пор, в тече­ние како­го вре­ме­ни совер­ши­лось, совер­ша­ет­ся или будет совер­шать­ся дей­ствие, обо­зна­чен­ное глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — ска­зу­е­мым.

Днем ещё по-летнему при­пе­ка­ло солн­це.

Многие пом­нят эту колы­бель­ную с мла­ден­че­ства.

На какие вопросы отвечает обстоятельство времени

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ства вре­ме­ни зави­сят от ска­зу­е­мо­го. Исходя из ука­зан­ных зна­че­ний рас­смат­ри­ва­е­мо­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния, ука­жем, что обсто­я­тель­ства вре­ме­ни отве­ча­ют на вопро­сы:

  • когда?
  • как дол­го?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

Суммируя все эти зна­ния, дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние:

Обстоятельство вре­ме­ни — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет вре­мя дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?

Весной(когда?) рас­пус­ка­ют­ся моло­дые клей­кие листоч­ки липы.

К ночи (когда?) собра­лись на небе тяже­лые свин­цо­вые тучи.

С утра до вече­ра (как дол­го?) сеял­ся на луга и поля мел­кий нуд­ный дож­дик.

С тех пор (с каких пор?) зна­чи­тель­но изме­нил­ся облик наше­го посёл­ка.

Чем выражается?

В пред­ло­же­нии этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

1. наре­чи­я­ми вре­ме­ни

Встань порань­ше и выпол­ни это зада­ние.

Сегодня не было ни одной сво­бод­ной минут­ки.

Летом день длин­нее, чем осе­нью или зимой.

2. место­имен­ны­ми наре­чи­я­ми раз­ных раз­ря­дов

Тогда он был совсем юным пар­ниш­кой.

Когда же ты наве­стишь нас сно­ва?

Всегда радост­но слы­шать утрен­нее пение соло­вья.

Когда-то наш дедуш­ка сво­и­ми рука­ми постро­ил этот дом.

Никогда не гово­ри злых слов, не поду­мав о послед­стви­ях.

3. суще­стви­тель­ны­ми в падеж­ной фор­ме

С ночи подул ветер и при­нес вере­ни­цы обла­ков.

Мать засну­ла толь­ко под утро.

Морозной зимой снег искрит­ся на солн­це  мил­ли­о­на­ми иско­рок.

4. дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми

Подъехав к крыль­цу, всад­ник оса­дил коня.

Девушка оста­но­ви­лась, подой­дя к калит­ке сада.

Хозяин, вынув ключ из кар­ма­на, отпер дверь.

5. сло­во­со­че­та­ни­я­ми

Мы собра­лись в лес по гри­бы (когда?) с утра порань­ше.

Эту рав­ни­ну поезд пере­сёк (как дол­го?) за трое суток.

В тече­ние двух недель ( как дол­го?) боль­но­му не ста­но­ви­лось луч­ше.

С дав­ней поры ( с каких пор?) извест­ны эти народ­ные ска­за­ния о домо­вых.

Почти пол­го­да (как дол­го?) длит­ся суро­вая поляр­ная зима.

Это слу­чи­лось (когда?) несколь­ко лет тому назад.

Синтаксический разбор обстоятельства времени

План разбора

  1. Указать вид обсто­я­тель­ства по зна­че­нию;
  2. опре­де­лить, какой частью речи и в какой мор­фо­ло­ги­че­ской фор­ме выра­же­но обсто­я­тель­ство.

Примеры разбора

Уже более трех часов про­тек­ло с тех пор, как я при­со­еди­нил­ся к маль­чи­кам (И. С. Тургенев)

Протекло (с каких пор?) с тех пор.

С тех пор — обсто­я­тель­ство вре­ме­ни, выра­жен­ное сло­во­со­че­та­ни­ем.

Фонтаны ночью мол­ча­ли, не было слыш­но их быст­ро­го шоро­ха (К. Паустовский).

Молчали (когда?) ночью.

Ночью — обсто­я­тель­ство вре­ме­ни, выра­жен­ное наре­чи­ем.

Примеры предложений

Скоро пере­лёт­ным наста­нет вре­мя отправ­лять­ся в далё­кое путе­ше­ствие (В. Бианки).

Однажды я ноче­вал в гор­ном посел­ке (В. Солоухин).

Я узна­ла о них [о звёз­дах] в отро­че­стве в Новгородской губер­нии и уже не пом­ню теперь точ­но, про­чи­та­ла ли это в жур­на­ле или услы­ша­ла от учи­те­ля Петра Петровича (О. Берггольц).

Через несколь­ко секунд раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гро­хот, слов­но гора раз­ле­те­лась на части или взле­те­ла в воз­дух (В. Обручев).

Хорошо летом в деревне встать порань­ше, еще до вос­хо­да сол­ныш­ка (Г. Скребицкий).

В сво­ей про­зе Бунин уже смо­ло­ду раз­но­об­ра­зен (А. Саакянц).

В канун Рождества ко мне при­шел с ночев­кой недав­но обре­тен­ный дру­жок, по име­ни Ванька Жуков (М. Алексеев).

Темный лес хорош в яркий сол­неч­ный день (М. Пришвин).

Часто я спра­ши­ваю себя, когда думаю о сво­их заня­ти­ях лите­ра­ту­рой: когда же это нача­лось? (К. Паустовский).

В дет­стве и юно­сти мир суще­ству­ет для нас в ином каче­стве, чем в зре­лые годы (К. Паустовский).

Уже под вечер взял удоч­ку и через час очу­тил­ся дале­ко за Москвой, сре­ди цве­ту­щих лугов, сре­ди таин­ствен­но­го шоро­ха моло­дой лист­вы (И. Бунин).

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings