Способы выражения сказуемого

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния ска­зу­е­мо­го, при­над­ле­жа­ще­го к раз­ным типам в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка. Узнаем, какие спо­со­бы выра­же­ния ска­зу­е­мо­го исполь­зу­ют в пред­ло­же­нии в зави­си­мо­сти от того, какой частью речи или соче­та­ни­ем слов обо­зна­чен глав­ный член предложения.

Что такое сказуемое?

Прежде вспом­ним, что ска­зу­е­мое с под­ле­жа­щим состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го предложения.


Определение
Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или харак­те­ри­зу­ет состо­я­ние или при­знак под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы: что дела­ет? что сде­ла­ет? что делал? что сде­лал? каков предмет?

Сказуемое по сво­ей сути — это то, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем: что дела­ет под­ле­жа­щее? что с ним про­ис­хо­дит? кто такой (что такое) пред­мет речи? каков он?

Обычно в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся само­сто­я­тель­ной частью речи гла­го­лом.

После ненаст­ной неде­ли насту­пи­ло яркое сол­неч­ное утро.

Этот глав­ный член пред­ло­же­ния может быть выра­жен сло­ва­ми дру­гих частей речи: суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем и пр.

Этот январ­ский день сол­неч­ный и мороз­ный.

В зави­си­мо­сти от того, чем обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три вида сказуемых:

  • про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое (ПГС);
  • состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС);
  • состав­ное имен­ное ска­зу­е­мое (СИС).

Типы сказуемых

Способы выра­же­ния ска­зу­е­мо­го свя­за­ны с опре­де­лён­ным типом глав­но­го чле­на предложения.

Рассмотрим их более деталь­но и при­ве­дем при­ме­ры спо­со­бов выра­же­ния сказуемого.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Чаще все­го в пред­ло­же­нии дей­ствие или состо­я­ние, кото­рое про­ис­хо­ди­ло, про­ис­хо­дит или будет про­ис­хо­дить с под­ле­жа­щим, выра­жа­ет­ся гла­го­лом в фор­ме насто­я­ще­го, буду­ще­го или про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го, пове­ли­тель­но­го или услов­но­го накло­не­ния. Глагольная фор­ма содер­жит одно­вре­мен­но и лек­си­че­ское, и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (лица, рода, вида, вре­ме­ни, наклонения).

Луч солн­ца осто­рож­но (что дела­ет?) тро­га­ет вер­хуш­ки деревьев.

Луна (что сде­ла­ла?) про­ло­жи­ла сереб­ри­стую дорож­ку по тём­ной гла­ди озера.

Стёпка (что сде­ла­ет?) сбе­га­ет сей­час в ларёк за мороженым.

Обратим вни­ма­ние, что про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое может быть выра­же­но дву­мя и более словами:

  • слож­ная фор­ма буду­ще­го вре­ме­ни (будет петь);
  • слож­ная фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния (пусть ска­жет, давай­те радо­вать­ся);
  • спря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла с повто­ром (читает-читает);
  • повтор гла­го­ла с части­цей так (ска­зал так ска­зал);
  • гла­гол с части­ца­ми знай себе, себе, даже и, точ­но, слов­но, как буд­то, как бы, чуть и пр.;
  • соче­та­ние инфи­ни­ти­ва с фор­мой это­го же гла­го­ла с части­цей не (дое­хать не доедешь);
  • нераз­ло­жи­мое соче­та­ние гла­го­ла с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем с суще­стви­тель­ным, кото­рое выра­жа­ет зна­че­ние ска­зу­е­мо­го (одер­жал побе­ду — побе­дил);
  • фра­зео­ло­гиз­мы со зна­че­ни­ем дей­ствия, рав­ные гла­го­лу (про­гло­тить язык — замол­чать).

Приведем устой­чи­вые соче­та­ния гла­го­лов с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, кото­рые выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го сказуемого:

дать обе­ща­ние, под­ве­сти ито­ги, совер­шать путе­ше­ствие, про­из­ве­сти ремонт, будет вести под­го­тов­ку, бро­сить взгляд, дадим оцен­ку, вне­сем исправ­ле­ния. поз­во­лит себе опоз­да­ние, выска­жет упрек, испы­ты­вать непри­язнь, отбра­сы­вать свет, жить в друж­бе, про­хо­дить служ­бу, про­явить забо­ту, пре­дать оглас­ке, вести при­ём, дал согла­сие, сде­ла­ла попыт­ку и пр.

Сочетание гла­го­ла с суще­стви­тель­ным мож­но заме­нить одно­ко­рен­ным глаголом:

  • дать обе­ща­ние — пообещать;
  • под­ве­сти ито­ги — подытожить;
  • совер­шать путе­ше­ствие — путешествовать;
  • про­из­ве­сти ремонт — отре­мон­ти­ро­вать и т.д.

Проиллюстрируем спо­со­бы выра­же­ния про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го в предложениях.

Примеры

Сегодня будем празд­но­вать день рож­де­ния дедуш­ки Ивана.

Пусть рас­ска­жет всё подробно.

От поры­вов силь­но­го вет­ра берез­ка качается-качается, что кажет­ся сей­час упадет.

А она знай себе гово­рит и гово­рит без умолку.

Я тебе всё пишу-пишу, а отве­та нет.

Тогда не сер­ди меня и уходи себе прочь!

Строительные орга­ни­за­ции горо­да ока­жут помощь (помо­гут) дет­ско­му дому.

Вера весь день бьёт баклу­ши (без­дель­ни­ча­ет).

Способы выражения составного глагольного сказуемого

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из лич­ной фор­мы вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла и инфи­ни­ти­ва. Основной смысл ска­зу­е­мо­го заклю­ча­ет­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме гла­го­ла, а глагол-связка име­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние лица, вида, вре­ме­ни, наклонения.

Составное глагольное сказуемое

В каче­стве связ­ки используются

  • фазис­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем нача­ла, про­дол­же­ния и завер­ше­ния дей­ствия (стать, начать, начи­нать, про­дол­жать, про­дол­жить, соби­рать­ся, пере­стать, кон­чать, закон­чить, бро­сить и пр.);
  • модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем жела­ния, наме­ре­ния, воле­изъ­яв­ле­ния (хотеть, желать, уметь, мочь, ста­рать­ся, стре­мить­ся, наде­ет­ся, думать, наме­ре­вать­ся и пр.);
  • гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние (боять­ся, сты­дить­ся, решить, любить, стес­нять­ся, нена­ви­деть, осме­лить­ся и пр.);
  • крат­кие име­на при­ла­га­тель­ные (рад, горазд, дол­жен, наме­рен, готов, спо­со­бен, волен);
  • сло­ва кате­го­рии состо­я­ния (надо, нель­зя, мож­но, нуж­но);
  • име­на суще­стви­тель­ные (мастер, масте­ри­ца, охот­ник, люби­тель, люби­тель­ни­ца, уме­лец и пр.);
  • неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы (сле­ду­ет, сто­ит, тре­бу­ет­ся).

Отличаем от состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го ком­би­на­ции гла­го­лов дви­же­ния с инфи­ни­ти­вом, обо­зна­ча­ю­щим цель дей­ствия, и соче­та­ния двух гла­го­лов, выра­жа­ю­щих дей­ствия раз­ных лиц. Эти соче­та­ния не явля­ют­ся состав­ным гла­голь­ным сказуемым.

Они при­шли на берег озе­ра (с какой целью?) ловить раков.

Педагог про­сит нас (о чём?) прий­ти под­го­тов­лен­ны­ми на зачет.

Примеры

Сейчас Аня нач­нет делать упраж­не­ния для укреп­ле­ния мышц спины.

Дети ста­ли играть в жмурки.

Свист про­дол­жал зву­чать у неё в ушах.

Дарья закон­чи­ла сти­рать белье.

Андрей решил посту­пать на исто­ри­че­ский факультет.

Не вся­кий ребе­нок может запла­кать от обиды.

Только искрен­ний человек уме­ет сме­ять­ся от души.

Способы выражения составного именного сказуемого

Составное имен­ное ска­зу­е­мое обыч­но скла­ды­ва­ет­ся из двух частей:

  • глагола-связки,
  • имен­ной части.

Глагольная связ­ка выпол­ня­ет грам­ма­ти­че­скую роль свя­зу­ю­ще­го зве­на с под­ле­жа­щим и толь­ко ука­зы­ва­ет на лицо, род, вре­мя, накло­не­ние. В насто­я­щем вре­ме­ни гла­голь­ная связ­ка обыч­но не исполь­зу­ет­ся. В роли глагола-связки чаще все­го упо­треб­ля­ет­ся гла­гол «быть», не име­ю­щий лек­си­че­ско­го значения.

Его взгляд был стро­гим.

В роли глагола-связки обыч­но высту­па­ет гла­гол «быть», не име­ю­щий лек­си­че­ско­го значения.

Составное именное сказуемое

Кроме него, с этой целью исполь­зу­ют­ся дру­гие гла­го­лы, частич­но утра­тив­шие лек­си­че­ское значение:

стать, ста­но­вить­ся, счи­тать­ся, казать­ся, назы­вать, являть­ся и пр.

Основное зна­че­ние ска­зу­е­мое пере­да­ет имен­ная часть, выра­жен­ная сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи:

Примеры

Горная доро­га — сплош­ной сер­пан­тин меж­ду скал.

Заунывная пес­ня была печаль­ной.

Южное море синее неба.

К фини­шу спортс­мен при­шел тре­тьим.

Артист взвол­но­ван тёп­лым при­е­мом зала.

В этом доме полы покра­шен­ные.

Мальчику новые баш­ма­ки ока­за­лись впо­ру.

Старшая дочь пошла ста­тью в мать.

Таблица «Все способы выражения сказуемого»

Приведём таб­ли­цу спо­со­бов выра­же­ния ска­зу­е­мо­го с примерами.

Вид ска­зу­е­мо­гоСпособ выра­же­нияПримеры
Простое гла­голь­ноеГлагол в лич­ной формеСолнце вста­ет над лесом.
Составное гла­голь­ноеФазовый или модаль­ный гла­гол в лич­ной фор­ме + инфи­ни­тив смыс­ло­во­го глаголаМы хотим встре­тить­ся сегодня. 
Краткое при­ла­га­тель­ное с модаль­ным зна­че­ни­ем + глагол-связка + инфи­ни­тив смыс­ло­во­го глаголаСаша дол­жен был ско­ро приехать.
Составное имен­ноеГлагол-связка + существительноеЭто был мой друг.
Глагол-связка + прилагательноеМоре ста­ло тёплое. 
Глагол-связка + числительноеЯ ока­зал­ся седь­мым на финише.
Глагол-связка + местоимениеРешение было другое. 
Глагол-связка + причастиеДети хоро­шо были воспитаны.
Глагол-связка + инфинитивОн стал при­слу­ши­вать­ся к зву­кам леса.
Глагол-связка + наречиеНа нем рубаш­ка была нараспашку. 
Глагол-связка + сло­во кате­го­рии состоянияВ доме ста­но­вит­ся сыро.
Глагол-связка + син­так­си­че­ски неде­ли­мое сочетание Лень явля­ет­ся одним из пороков. 
Глагол-связка + фразеологизмВ резуль­та­те это ока­за­лось ни то ни сё.

Видео «Способы выражения сказуемого»

Тест

Вопрос 1 из 12
Каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся сказуемое?
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 2
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector