Сравнительный оборот. Примеры предложений

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний, име­ю­щих в сво­ем соста­ве срав­ни­тель­ный обо­рот, из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Что такое сравнительный оборот?

Сравнительный обо­рот воз­ни­ка­ет там, где писа­тель образ­но срав­ни­ва­ет одно явле­ние дей­стви­тель­но­сти с дру­гим. В осно­ве срав­ни­тель­но­го обо­ро­та лежит сти­ли­сти­че­ский при­ем срав­не­ния как спо­соб вос­при­я­тия дей­стви­тель­но­сти худож­ни­ком сло­ва. Сравнительный обо­рот выра­жа­ет образ­ное сопо­став­ле­ние при­зна­ков, черт одно­го пред­ме­та с дру­гим.

Сравнительный обо­рот — это син­так­си­че­ская кон­струк­ция c срав­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, осно­ван­ная на образ­ном сопо­став­ле­нии при­зна­ков одно­го пред­ме­та с дру­гим.

Сравнительный обо­рот явля­ет­ся в пред­ло­же­нии чаще все­го обсто­я­тель­ством. В его состав вхо­дят суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные или наре­чия. Сравнительный обо­рот при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов:

  • как,
  • буд­то,
  • как буд­то,
  • буд­то бы,
  • слов­но,
  • точ­но,
  • что (чем).

Все пере­чис­лен­ные срав­ни­тель­ные сою­зы сино­ни­мич­ны сою­зу «как» и впол­не могут им заме­нять­ся без изме­не­ния смысла выска­зы­ва­ния.

Сравнительный оборот - это...

Как отличить сравнительный оборот от придаточного предложения сравнения?

Отметим, что срав­ни­тель­ный обо­рот не име­ет пре­ди­ка­тив­но­сти (лат. praedicatum — ска­зу­е­мое) в отли­чие от слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным срав­не­ния, кото­рое часто быва­ет непол­ным и очень похо­же на срав­ни­тель­ный обо­рот. Но такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние срав­не­ния име­ет в сво­ем соста­ве допол­не­ние или обсто­я­тель­ство, ука­зы­ва­ю­щие на отсут­ству­ю­щее ска­зу­е­мое.

Сравним:

Он был в под­дев­ке и в страш­но заса­лен­ном чер­ном атлас­ном жиле­те, без гал­сту­ка, а все лицо его было как буд­то сма­за­но мас­лом, точ­но желез­ный замок (Ф. М. Достоевский. Преступление и нака­за­ние).

Все эти кра­си­вые пти­цы весе­ло хло­па­ли кры­лья­ми, не обра­щая вни­ма­ния на сквор­цов с их крас­ны­ми пого­на­ми и крас­ной гру­дью, рас­ха­жи­ва­ю­щих по краю обры­ва, точ­но сол­да­ты на воен­ном пара­де (Жюль Верн. Дети капи­та­на Гранта).

В при­да­точ­ном пред­ло­же­нии срав­не­ния име­ет­ся обсто­я­тель­ство, при­над­ле­жа­щее отсут­ству­ю­ще­му ска­зу­е­мо­му, а так­же из кон­текста по смыслу лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся про­пу­щен­ное ска­зу­е­мое:

точ­но сол­да­ты рас­ха­жи­ва­ют (где?) на пара­де.

Сравнительный обо­рот в отли­чие от срав­ни­тель­но­го при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния не име­ет грам­ма­ти­че­ской осно­вы.

Примеры предложений из художественной литературы

Я впер­вые ощу­тил голо­во­кру­же­ние не от взгля­да вниз, а от взгля­да вверх. Головокружение носи­лось, как испу­ган­ная пти­ца (К. Паустовский).

Снеговая белая туча, огром­ная, как небо, обтя­ну­ла весь гори­зонт и послед­ний свет вечер­ней зари (С. А. Аксаков).

Уже све­та­ло. Млечный Путь блед­нел и мало-помалу таял, как снег, теряя свои очер­та­ния (А. П. Чехов).

Лес свер­кал, умы­тый росой, и в каж­дой росин­ке, как в стек­лыш­ке, отра­жа­лось солн­це (Г. Скребицкий).

Хорошо летом в дерев­не встать порань­ше, еще до вос­хо­да солн­ца. Небо про­зрач­ное, с лег­кой про­зе­ле­нью, буд­то мор­ская вода (Г. Скребицкий).

Деревянная вычур­ная резь­ба покры­ва­ла, буд­то кру­же­вом, весь фасад, начи­ная от от высо­ко­го крас­но­го фун­да­мен­та и дохо­дя до конь­ка желез­ной кры­ши (Л. Андреев).

Над тём­ной зыбью, точ­но кры­ло испу­ган­ной пти­цы, мель­кал парус (В. Короленко).

По гори­зон­ту про­тя­ну­лись лег­кие, пери­стые облач­ка, неиз­мен­ные, непо­движ­ные, точ­но сереб­ря­ная опра­ва бирю­зо­во­го сво­да (Джек Лондон. Морской волк).

Миновали дерев­ню. По узень­кой стеж­ке вош­ли в высо­кий коноп­ля­ник, как буд­то в густые зеле­ные джун­гли. Воздух здесь спёр­тый, слов­но в насто­я­щих джун­глях (Г. Скребицкий).

От его тяже­сти она натя­ну­лась, как тети­ва; точ­но стре­ла, сорвав­ша­я­ся с неё, он про­ле­тел трид­цать пять футов (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).

Нос не то что­бы длин­ный, а вост­рень­кий, точ­но у птич­ки (Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы).

Видеоурок

Добавить сайт в избранное
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *