Морфологический разбор имени существительного — это указание постоянных и непостоянных признаков существительного как самостоятельной части речи.
Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор существительного. Приведем образец и примеры разбора существительных, имеющих разную грамматическую форму.
Прежде чем узнать, как правильно выполнить морфологический разбор существительного, напомним, какие слова в русском языке можно отнести к этой части речи.
- (кто?) сын, сосед, человек;
- (что?) дорога, небо, чертеж.
Как выполнить морфологический разбор имени существительного?
Приняв во внимание это определение, морфологический разбор имени существительного начинаем с указания части речи и общего грамматического значения.
Общее грамматическое значение имени существительного заключается в способности обобщённо называть предмет.
Затем выявим постоянные признаки имени существительного:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- отвлеченное или конкретное;
- вещественное, собирательное;
- род (мужской, средний, женский)
- склонение (первое, второе или третье).
У некоторых существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком, если эти существительные имеют форму только единственного или множественного числа.
Остальные признаки являются непостоянными. Существительные изменяются по падежам и числам.
Морфологический разбор существительного закончим указанием его синтаксической роли (какой член предложения). Имя существительное может быть любым членом предложения как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство).
Эти этапы разбора существительного как части речи представим в виде плана.
План морфологического разбора существительного
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- по значению конкретное или абстрактное, вещественное, собирательное;
- род
- число (у существительных только единственного или множественного числа);
- склонение
б) непостоянные признаки:
- падеж
- число
III. Синтаксическая роль
В предложении может быть несколько существительных. То существительное, которое требуется разобрать как часть речи, указывается цифрой 3 справа над ним. Приведем примеры морфологического разбора существительного.
Образцы разбора
Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.
I. Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевленное
- вещественное
- женский род
- I склонение
б) непостоянные признаки:
- творительный падеж
- единственное число
III. Синтаксическая роль — дополнение.
У меня над головой яркая синева неба³.
I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевленное
- конкретное
- средний род
- II склонение
б) непостоянные признаки:
- родительный падеж
- единственное число
III. Синтаксическая роль — определение (несогласованное).
Слово «неба» поясняет существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:
синева (чья?) неба.
Синева неба = небесная синева.
На часах³ было уже полседьмого.
I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевленное
- конкретное
- множественное число
- склоняется как существительное множественного числа
б) непостоянные признаки:
- предложный падеж
III. Синтаксическая роль — обстоятельство.
Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.
I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- одушевленное
- конкретное
- женский род
- I склонение
б) непостоянные признаки:
- винительный падеж
- единственное число
III. Синтаксическая роль — дополнение.
Не ерунда смотри ка
Очень хорошо обучаете! Я сразу всё поняла!:)
да очень (❁´◡`❁)(❁´◡`❁)(●’◡’●)╰(*°▽°*)╯😁😁😁🤩🤩🤩
Ни че не понятно
всем привет. как дела. очень классно. спасибо большое . очень помогло