Падеж — это словоизменительная категория имени, выражающая его отношение к другим словам, обозначающим предмет, признак или действие в предложении.
Падеж — это словоизменительная категория
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
А вот как определяет, что такое падеж, Википедия:
С помощью грамматических форм слова́ связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.
Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом по смыслу или грамматически. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | - |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушка, мастер , отец ;
- что? — тишина, дом , счастье, радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася — мой младший брат.
Родительный падеж
Родительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? чего?
- нет (кого?) бабушки, мастера, отца;
- нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:
Например:
- гулять у реки;
- вымокнуть из-за дождя;
- выйти без зонтика;
- бежать от калитки;
- достать до полки;
- сделать ради детей.
Дательный падеж.
Дательный падеж существительного обозначает адресата и отвечает на вопросы: кому? чему?
- Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу;
- дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.
С дательным падежом употребляются предлоги:
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца;
- вижу (что?) тишину, дом , счастье, радость .
С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотря на ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
- положить (во что?) в стол;
- (на что?) на стол;
- (за что?) за стол;
- (под что?) под стол.
Творительный падеж
Творительный падеж существительного отвечает на вопросы: кем? чем?
- Горжусь (кем?) бабушкой, мастером, отцом;
- любуюсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.
С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- в связи с непогодой;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце;
- расскажу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:
- остаться при школе;
- бегать в парке;
- висеть на стене;
- поведать о путешествии;
- скакать на лошади.
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
- первый шаг — найти слово, к которому относится исследуемое существительное;
- второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.
Например, по вопросу и по окончанию определяем падеж существительного «бабушка».
Слышу голос бабушки.
голос (кого?) бабушки (р. п.)
Я люблю свою бабушку.
Люблю (кого?) бабушку (в. п.)
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стене — д. п.;
- висит на (чём?) стене — п. п.;
- хвост у (кого?) лошади — р. п.;
- скакать на (ком?) лошади — п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Я хочу изучать подежу
изучай
почему пишем на полу, в шкафу ,но на столе
Как можно быстра на учит русский язык с граматикой…
Спасибо, очень помогает при повторение с ребёнком
Почему «в городе Москве», а не «в городе (который называется) Москва»? Ведь, тогда, и «в городе Набережных челнах»?! или «на улице Вешних водах»?! и т.п. Прошу ответить…
Название города слово «Москва» выступает в роли приложения, которое выражено изменяемым существительным. В русском языке оно изменяется по падежам вместе со словом «город»:
мимо города Москвы;
живу в городе Москве;
любуемся городом Москвой.
Названия городов, улиц и прочих географических объектов, состоящие из двух слов, как правило, не склоняются в русском языке, если употреблено с родовым словом «город», «улица», «озеро» и пр.:
живу в городе Набережные Челны;
пройдем по улице Вешние воды.
А когда я учился в школе, то со словом город название не склонялось.
В городе Москва В Москве.
Согласно морфологической норме в сочетании «город Москва» (Петербург, Калининград и пр.) изменяются оба слова по падежам. Не склоняются неизменяемые и составные названия городов:
в городе Сочи;
в городе Великие Луки.
я хочу знать предлоги русского языка
Ето очень помогает и очень спасает в трудную минуту
Я хочу изучать падеж
Считаю, что с предложным падежом есть некая неувязка: предлог ПО указан в статье, но в примерах и в таблице этот предлог только в дательном падеже. Хочется уточнения со ссылкой на официальные источники, где бы конкретизировалось, когда именно предлог ПО употребляется в предложном падеже…
Загляните в «Большой Толковый Словарь» под редакцией С.А. Кузнецова, а также в «Новый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой, в котором имеется большая статья о предлоге «по», в том числе и об употреблении его в предложном падеже.
Пример : Плыть ( по чему?) по реке.( Где ?) по реке. В первом случае -дательный падеж , во втором-предложный.Где правильно?
Плыть (по чему?) по реке.
Вы задали падежный (морфологический) вопрос к имени существительному от глагола как главного слова в этом словосочетании.
Плыть (где?) по реке.
А это синтаксический вопрос к второстепенному члену предложения обстоятельству, например в предложении:
Мы можем плыть по реке на лодке.
Может это местный падеж?
Правильно ли говорить-» кровать в спальню». Какой это падеж?
Почему мы говорим: Я был в лесу, я говорю о лесе ?? Ведь оба предложенный падеж
Совершенно верно: оба слова «в лесу» и «о лесе» имеют грамматическую форму предложного падежа. Почему же они имеют разные окончания и используются в разных речевых ситуациях? Чтобы понять это, следует обратиться к исторической грамматике русского языка. В древнем русском языке насчитывалось гораздо больше падежей, чем в современном русском языке.
Слово «в лесу» с окончанием -у принадлежало местному падежу. Оно обозначало место действия и в предложении являлось обстоятельством:
Мы гуляем (где?) в лесу.
Слово «о лесе» имеет объектное значение, в предложении является дополнением и отвечает на вопрос:
Мы заботимся (о чём?) о лесе.
С течением времени формы местного падежа с окончанием -у пополнили предложный падеж существительных. Вот таким образом существительное мужского рода «лес» имеет две грамматические формы предложного падежа с разными окончаниями в современном русском языке.
Можно ли сказать «варить раки»? Если нет, то почему можно сказать «варить креветки»? Или тоже нельзя? И какой это падеж?
Слово «рак» является одушевленным именем существительным, поэтому в сочетании с глаголом «варить» оно имеет форму винительного падежа, совпадающую с формой родительного падежа:
варить (кого?) раков.
Слово «креветки» обозначает морских раков и их мясо. В значении «мясо» (продукт питания) это слово как неодушевленное имя существительное имеет форму винительного падежа, совпадающую с формой именительного падежа:
варить (что?) креветки.
Единственное число:
Именительный падеж — есть разминка;
Родительный падеж — родить разминки;
Дательный падеж — дать разминке;
Винительный падеж — винить разминку;
Творительный падеж — творить разминкой;
Предложный падеж — думать о разминке.
Множественное число:
Именительный падеж — есть разминки;
Родительный падеж — родить разминок;
Дательный падеж — дать разминкам;
Винительный падеж — винить разминки;
Творительный падеж — творить разминками;
Предложный падеж — думать о разминках.
«Родительный падеж — родить разминки» — неверно. Родить кого/что? — разминкУ 🙂
Дательный падеж. программический ошибка
спасибо я сначала не понимал эту тему но когда я прочитал здесь всё то я понел эту тему ❤️
здравствуйте спасибо вам я на уроках не понимал тему падежы но когда я эту статью всю прочитал.То я всё понел. Но у вас была прогроммическая ошибка.Спасибо!❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️
Класс падежы 😍