Обстоятельство уступки

Обстоятельство уступ­ки харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое и выра­жа­ет усло­вие, вопре­ки кото­ро­му про­ис­хо­дит дей­ствие. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обсто­я­тель­ством уступ­ки из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Виды обстоятельств

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое пояс­ня­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном — обсто­я­тель­ством. В зави­си­мо­сти от зна­че­ния раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды обсто­я­тельств:

  • вре­ме­ни (одна­жды уви­дел, вста­ет рано);
  • места (вез­де слыш­но, рас­тут на поляне);
  • при­чи­ны (покрас­неть от гне­ва, уйти поне­во­ле);
  • цели (оста­вить для иссле­до­ва­ния, сесть отдох­нуть);
  • усло­вия (при согла­сии обе­их сто­рон; имея зонт, не про­мок­нем);
  • обра­за дей­ствия (под­стричь­ся по-мальчишечьи, идти пеш­ком);
  • меры и сте­пе­ни (абсо­лют­но незна­ко­мый текст, слиш­ком упря­мый);
  • срав­не­ния (непо­во­рот­ли­вый, как слон; про­скольз­нуть подоб­но яще­ри­це).

Виды обстоятельств таблица

Таблица

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­нияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствияКак? Каким обра­зом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­нияОн дол­го выби­рал кни­гу.
4. ПричиныПочему? На каком осно­ва­нии?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствияИз-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния дей­ствияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком усло­вии?Условие совер­ше­ния дей­ствияПри жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ниНасколько? В какой сте­пе­ни?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствияОн купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Рассмотрим более деталь­но, что такое обсто­я­тель­ство уступ­ки и как его опре­де­лить в пред­ло­же­нии.

Обстоятельство уступки — второстепенный член предложения

Значение обстоятельства

Ряд обсто­я­тельств име­ет зна­че­ние уступ­ки, обо­зна­чая усло­вие, вопре­ки кото­ро­му уже про­изо­шло, совер­ша­ет­ся в дан­ный момент или будет про­ис­хо­дить дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым.

На какие вопросы отвечает обстоятельство уступки

Обстоятельство уступ­ки отве­ча­ет на вопро­сы:

  • несмот­ря на что? (несмот­ря на  ран­нее вре­мя); 
  • вопре­ки чему? (вопре­ки замо­роз­кам).

Как выражается

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся обыч­но предложно-именными кон­струк­ци­я­ми, кото­рые состо­ят из суще­стви­тель­ных (место­име­ний) с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми:

  • несмот­ря на его упор­ство;
  • невзи­рая на пло­хое само­чув­ствие;
  • в отли­чие от их мне­ния;
  • вопре­ки воле роди­те­лей.

Определение

Обстоятельство уступ­ки — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет усло­вие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, и отве­ча­ет на вопро­сы: несмот­ря на что? вопре­ки чему?

Несмотря на угро­зу кам­не­па­да, (вопре­ки чему?) аль­пи­ни­сты упор­но идут впе­ред к гор­ной вер­шине.

Юноша серьез­но увлёк­ся тяже­лой атле­ти­кой, (несмот­ря на что?) невзи­рая на опа­се­ния род­ных.

Вопреки мне­нию мате­ри, (вопре­ки чему?) девуш­ка посту­пи­ла в меди­цин­ский кол­ледж.

Обстоятельства уступ­ки, как пра­ви­ло, выде­ля­ют­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми в его сере­дине.

Примеры предложений из художественной литературы

Мы не раз­го­ва­ри­ва­ли, несмот­ря на мно­же­ство мыс­лей, и с вели­чай­шим вол­не­ни­ем осмат­ри­ва­ли суро­вый при­ют чело­ве­ка, обла­дав­ше­го даром могу­че­го и чисто­го вооб­ра­же­ния (К. Паустовский).

Наконец, вопре­ки всем сво­им реше­ни­ям, она всё-таки риск­ну­ла вый­ти в сад (Фредерик Стендаль. Красное и чёр­ное).

Невзирая на гне­ту­щую жару и свой нема­лый вес, пол­ков­ник поспеш­но напра­вил­ся в город (Рафаэль Сабатини. Одиссея капи­та­на Блада).

Сквозь тол­стые про­зрач­ные стек­ла вид­не­лись заклю­чен­ные рас­те­ния. Несмотря на вели­чи­ну оран­же­реи, им было тес­но (В. Гаршин).

День был ясным, несмот­ря на ров­ное, совер­шен­но серое небо (Л. Воробьёв).

Оцените урок!

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings