Как писать «клеит/клеет», «клеят/клеют»?

В без­удар­ном лич­ном окон­ча­нии фор­мы тре­тье­го лица един­ствен­но­го числа насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «кле­ить» пишет­ся бук­ва «и»он клеит,  а в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа  - бук­ва «я» — они клеят.

В рус­ском язы­ке у ряда гла­го­лов при их спря­же­нии лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, поэто­му воз­ни­ка­ет вопрос: какую бук­ву писать, «и» или «е», «я» или «ю»?

Чтобы пра­виль­но напи­сать любой гла­гол в лич­ной фор­ме, дей­ству­ем вот по тако­му алго­рит­му: уста­но­вим его спря­же­ние, вспом­нив гла­го­лы-исклю­че­ния, затем в соот­вет­ствии с этим пра­виль­но напи­шем нуж­ную без­удар­ную глас­ную в его лич­ном окон­ча­нии.

Глагол «кле­ить» закан­чи­ва­ет­ся на –ить,  сле­до­ва­тель­но отне­сем его ко вто­ро­му спря­же­нию, кро­ме четы­рёх гла­го­лов — исклю­че­ний, кото­рые спря­га­ют­ся по типу пер­во­го спря­же­ния:

брить — ты бре–ешь, он бре–ет;

стелить — ты стел–ешь, он стел–ет;

зиждиться —  зижд–ет-ся;

зыбиться —  зыб–ет-ся.

А тепе­рь про­спря­га­ем гла­гол «кле­ить»:

я клею, мы клеим

ты клеишь, вы клеите

он клеит, они клеят.

Сравним со спря­же­ни­ем гла­го­ла «сеять», кото­рый отне­сем к пер­во­му спря­же­нию:

я сею, мы сеем

ты сеешь, вы сеете

он сеет, они сеют.

Форма тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го числа явля­ет­ся осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла, от кото­рой обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

клеят — клеящий;

сеют — сеющий.

Вот поэто­му важ­но знать лич­ное окон­ча­ние  гла­го­ла, так как это вле­чет за собой пра­виль­ное напи­са­ние суф­фик­сов при­ча­стий.

Похожее ...

  1. виктор says:

    «про­спря­га­ем — это «ить», зна­чит «кле­Ят». С чего?

    «если короб­ка квад­рат­ная — зна­чит в ней круг­лое» (с)

    • Admin says:

      Уважаемый Виктор! Да, в рус­ском язы­ке гла­го­лы на –ить с гла­голь­ным суф­фик­сом –и– отно­сят­ся ко вто­ро­му спря­же­нию. Это акси­о­ма.
      Как и гла­го­лы на –ять спря­га­ют­ся по типу пер­во­го спря­же­ния, пере­чень кото­рых про­сто нуж­но знать, то есть выучить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *