Как правильно пишется слово «учишься» или «учишся»?

В лич­ном окон­ча­нии фор­мы гла­го­ла 2 лица един­ствен­но­го числа насто­я­ще­го вре­ме­ни «учишь­ся» пишет­ся мяг­кий знак после шипя­ще­го.

Чтобы выбрать вари­ант напи­са­ния сло­ва «учишь­ся» или «учиш­ся», опре­де­лим, что оно обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос: что дела­ешь?

Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки ука­зы­ва­ют, что рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во явля­ет­ся фор­мой гла­го­ла «учить­ся».

Морфемный состав слова «учишься»

Разберем его по соста­ву. Глагол явля­ет­ся воз­врат­ным, о чём сви­де­тель­ству­ет пост­фикс -ся. Корнем явля­ет­ся часть уч-, кото­рая про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве род­ствен­ных слов:

  • учить,
  • учитель,
  • учебник,
  • ученик.

По нали­чию гла­голь­но­го суф­фик­са -и-, кото­рый нахо­дит­ся перед окон­ча­ни­ем -ть в началь­ной фор­ме гла­го­ла «учить­ся», отне­сем его ко вто­ро­му спря­же­нию. Сначала запи­шем его мор­фем­ный состав:

уч-и-ть-ся — корень/суффикс/окончание/постфикс.

Морфема -ишь в соста­ве рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва «учишь­ся» явля­ет­ся лич­ным окон­ча­ни­ем, в чём удо­сто­ве­рим­ся, изме­нив гла­гол «учить­ся» по лицам и чис­лам:

  • 1 лицо: я уч-у-сь   — мы уч-им-ся
  • 2 лицо: ты уч-ишь-ся — вы уч-ите-сь
  • 3 лицо: он уч-ит-ся — они уч-ат-ся.

В ито­ге ана­ли­зи­ру­е­мая фор­ма гла­го­ла име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

уч-ишь-ся — корень/окончание/постфикс.

Правило написания Ь после шипящих в глагольных формах

Выяснено, что сло­во «учишь­ся» явля­ет­ся фор­мой вто­ро­го лица един­ствен­но­го числа насто­я­ще­го вре­ме­ни. После шипя­ще­го в лич­ном окон­ча­нии этой фор­мы гла­го­ла обя­за­тель­но пишет­ся мяг­кий знак соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу:

После шипя­щих в неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла, в фор­мах 2 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния пишет­ся мяг­кий знак. 

Мягкий знак слу­жит в этих слу­ча­ях не для смяг­че­ния соглас­ных, а для ука­за­ния грам­ма­ти­че­ских форм гла­го­лов, напри­мер:
1. неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла

  • беречь,
  • лечь,
  • увлечь,
  • сте­речь;

2. фор­ма 2 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни

  •  рису­ешь,
  • купишь,
  • посте­лешь,
  • рас­ска­жешь,
  • уйдешь;

3. фор­мы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа пове­ли­тель­но­го накло­не­ния

  •  отре­жь — отрежь­те,
  • съешь — съешь­те,
  • обо­зна­чь — обо­значь­те,
  • утешь — утешь­те.

Сделаем вывод

После шипя­ще­го в фор­ме гла­го­ла 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния «учишь­ся» пишет­ся мяг­кий знак. 

Аналогичное напи­са­ние с мяг­ким зна­ком после шипя­щих име­ют такие же фор­мы всех гла­го­лов неза­ви­си­мо от их спря­же­ния, напри­мер:

  • гулять — ты гуля­ешь,
  • рас­ска­зать — ты рас­ска­жешь,
  • бороть­ся — борешь­ся,
  • пилить — ты пилишь,
  • рас­кра­сить — ты рас­кра­сишь,
  • отпра­вить­ся — ты отпра­вишь­ся.
Добавить сайт в избранное
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *