Родительный падеж существительных множественного числа

Родительный падеж суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла отли­ча­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем окон­ча­ний.

Рассмотрим, какое окон­ча­ние име­ет роди­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла в зави­си­мо­сти от их зна­че­ния. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Написание форм роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла неко­то­рых суще­стви­тель­ных достав­ля­ет зна­чи­тель­ные затруд­не­ния. Часто пишу­щий сомне­ва­ет­ся, как пра­виль­но писать сло­ва:

  • кило­грамм апель­синов или апель­син  
  • груп­па гру­зинов или гру­зин  
  • цвет джинсов или джинс  .

и т. д.

Из при­ве­ден­ных при­ме­ров ста­но­вит­ся понят­но, что в основ­ном труд­ность напи­са­ния каса­ет­ся выбо­ра нуле­во­го окон­ча­ния и окон­ча­ний, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми.

Рассмотрим типич­ные окон­ча­ния роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла имён суще­стви­тель­ных пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го скло­не­ния.

 

Родительный падеж существительных множественного числа первого склонения

Существительные пер­во­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют несколь­ко видов окон­ча­ний. Слова с твер­дой и мяг­кой осно­вой обра­зу­ют эту падеж­ную фор­му с нуле­вым окон­ча­ни­ем:

  • бороз­да — бороз­ды — мно­го борозд  
  • зем­ля — зем­ли — мно­го земель  
  • кон­фе­рен­ция — кон­фе­рен­ции — вре­мя кон­фе­рен­ций  .

Существительные с мяг­кой осно­вой и осно­вой на шипя­щий име­ют окон­ча­ние -ей:

  • про­сты­ня — про­стыней
  • юно­ша — юно­ши — юношей
  • бар­жа — бар­жи — баржей

Ряд суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода на -ья обра­зу­ют фор­му роди­тель­но­го паде­жа с нуле­вым окон­ча­ни­ем:

  • ска­мья́ — ска­мьи — скаме́й  
  • семья́ — семьи — семе́й  
  • бадья́ — бадьи — баде́й  .

У этих суще­стви­тель­ных, а так­же у слов с с осно­вой на два соглас­ных в корне появ­ля­ют­ся бег­лые глас­ные «о» или «е»:

  • кук­ла — кук­лы — кукол  
  • сос­на — сос­ны — сосен  
  • став­ня — став­ни — ставен  
  • хар­чев­ня — хар­чев­ни — хар­чевен  .

Родительный падеж множественного числа существительных второго склонения

Родительный падеж существительных множественного числа

У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния зача­стую вызы­ва­ет затруд­не­ние в выбо­ре нуле­во­го окон­ча­ния или окон­ча­ния -ов. Их напи­са­ние рас­смот­рим, сгруп­пи­ро­вав сло­ва в соот­вет­ствии с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

Окончание -ов/-ев в родительном падеже

Эту флек­сию в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют суще­стви­тель­ные:

1. назва­ния ово­щей и фрук­тов

  • бана­ны — мно­го бананов
  • пер­си­ки — вкус пер­сиков
  • апель­син — аро­мат апель­синов
  • лимо­ны — доль­ки лимонов
  • поми­до­ры — кило­грамм поми­доров
  • тома­ты — бан­ка томатов
  • грейп­фру­ты — сок грейп­фрутов,

но яблок  

2. назва­ния еди­ниц изме­ре­ния

  • гек­та­ры — пят­на­дцать гек­таров
  • цент­нер — несколь­ко цент­неров
  • акры — два­дцать акров
  • кило­грам­мы — пять кило­граммов
  • грам­мы — три­ста граммов
  • фун­ты — семь фунтов

3. назва­ния наци­о­наль­но­стей и народ­но­стей

  • гре­ки — мифы греков
  • гал­лы — ост­ров галлов
  • каза­хи — пес­ни казахов
  • таджи­ки — музы­ка таджиков
  • узбе­ки — плов узбеков
  • яку­ты — мно­го якутов
  • эски­мо­сы — язык эски­мосов
  • мон­го­лы — юрты мон­голов

4. назва­ния воен­ных про­фес­сий

  • сапё­ры — рабо­та сапёров
  • минё­ры — нет минёров
  • кано­ни­ры — несколь­ко кано­ниров
  • рекру­ты — сбор рекрутов

5. назва­ния отвле­чён­ных поня­тий

  • кри­те­рии — пять кри­те­риев
  • габа­ри­ты — несколь­ко габа­ритов
  • ком­мен­та­рии — мно­го ком­мен­та­риев

6. назва­ния укра­ше­ний

  • брас­ле­ты — несколь­ко брас­летов
  • куло­ны — цвет кулонов
  • бре­ло­ки — немно­го бре­локов.

Нулевое окончание

В роди­тель­ном паде­же мно­же­ствен­но­го чис­ла нуле­вое окон­ча­ние име­ют неко­то­рые такие же по зна­че­нию груп­пы суще­стви­тель­ных:

1. назва­ния еди­ниц изме­ре­ния

  • рент­ге­ны — несколь­ко рент­ген  
  • ват­ты — пять ватт  
  • ампе­ры — сто ампер  
  • воль­ты — две­сти вольт  
  • омы — пять ом  

2. назва­ния наци­о­наль­но­стей, чаще все­го име­ю­щих осно­ву на бук­ву «н» или «р»

  • осе­ти­ны — танец осе­тин  
  • гру­зи­ны — лез­гин­ка гру­зин  
  • цыгане — табор цыган  
  •  армяне — посе­ле­ние армян  
  • румы­ны — вино­град­ни­ки румын  
  • бол­га­ры — груп­па бол­гар  
  • баш­ки­ры — дома баш­кир  

3. назва­ния воин­ских групп

  • сол­да­ты — взвод сол­дат  
  • пар­ти­за­ны — отряд пар­ти­зан  
  • гуса­ры — полк гусар  
  • дра­гу­ны — лоша­ди дра­гун  

Нулевое окон­ча­ние име­ют назва­ния пар­ных пред­ме­тов:

  • гла­за — выра­же­ние глаз  
  • пого­ны — без погон  
  • ботин­ки — каб­лу­ки боти­нок  
  • вален­ки — пара вале­нок  
  • сапо­ги — несколь­ко сапог  
  • чул­ки — цвет чулок  ,

но носков.

В раз­го­вор­ной речи наря­ду с лите­ра­тур­ны­ми вари­ан­та­ми исполь­зу­ют­ся усе­чён­ные фор­мы роди­тель­но­го паде­жа:

  • пять кило­граммов и пять кило­грамм  
  • две­сти граммов и две­сти грамм  
  • цед­ра апель­синов и цед­ра апель­син  
  • рас­са­да поми­доров и рас­са­да поми­дор  

Существительные сред­не­го рода в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют  нуле­вое окон­ча­ние:

  • блюд­ца — блю­дец  
  • оде­яль­ца — оде­я­лец  
  • поло­тен­ца — поло­те­нец  
  • зер­каль­ца — зер­ка­лец  

но

  • болот­ца — болотцев
  • окон­ца — оконцев
  • пла­тья — платьев
  • вер­хо­вья — вер­ховьев
  • устья — устьев
  • низо­вья — низовьев.

Существительные, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся толь­ко во мно­же­ствен­ном чис­ле, име­ют как нуле­вое окон­ча­ние, так и окон­ча­ния -ов/-ев:

  • мака­ро­ны — мака­рон  
  • бели­ла — белил  
  • чер­ни­ла  — чер­нил  
  • замо­роз­ки — замо­розков, но потё­мок  , суме­рек  
  • буд­ни — будней, но сут­ки — суток  
  • дров­ни — дровней
  • шаро­ва­ры — шаро­вар  
  • хло­пья — хлопьев
  • очист­ки — очи­сток  .

Видеоурок «Имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа» (4 класс)

Скачать ста­тью: PDF
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 2