Ударение в слове «хозяева» следует ставить на гласный второго слога, обозначенный буквой «я» — «хозЯева».
В живой разговорной речи бытует разное произношение интересующего нас слова:
«хозЯева» и «хозяевА».
Куда ставить ударение в этом слове согласно орфоэпической норме современного русского литературного языка?
Ударение в слове «хозяева»
Для того чтобы выяснить правильное произношение слова «хозяева», разделим его на слоги, учитывая количество гласных, которые являются слогообразующими в русской речи. В этой лексеме четыре гласных звука самостоятельно и в сочетании с согласными образуют слоги. Значит, выделим столько же фонетических слогов:
хо-зя́-е-ва.
Это четырехсложное слово правильно произносится, если выделить голосом гласный звук второго фонетического слога.
Это ударение сохраняется во всех падежных формах множественного числа рассматриваемого существительного:
- и. п. (кто?) хозя́ева
- р. п. голос (кого?) хозя́ев
- д. п. дам (кому?) хозя́евам
- в. п. вижу (кого?) хозя́ев
- т. п. радуюсь (с кем?) с хозя́евами
- п. п. расскажу (о ком?) о хозя́евах
Как запомнить, на какой слог ударение?
Чтобы запомнить нормативное произношение этой лексемы, отталкиваемся от ударения в начальной форме существительного единственного числа «хозяин», которую никак иначе не произнесёшь, а только с ударным гласным второго слога:
хо-зя́-ин — хо-зя́-е-ва.
Кстати, это постоянное выделение голосом гласного звука второго слога прослеживается и в родственных словах:
- хо-зя́й-ка;
- хо-зя́й-стве-нный;
- хо-зя́й-стве-нник;
- хо-зя́й-ство;
- хо-зя́й-ни-чать.
Примеры предложений для запоминания
Чтобы прочно усвоить, на какой слог ставится ударение в рассматриваемой словоформе существительного, воспользуемся отрывками из произведений русской и зарубежной классики:
Хозя́ева наши почувствовали, что нам было не до них, и оставили нас (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Пробыв день, и она и хозя́ева ясно чувствовали, что они не подходят друг к другу и что лучше им не сходится (Лев Толстой. Анна Каренина).
Он подождал, высморкался, долго вытирал нос полою рваного зипунишки и без зова пошёл в теплый, темноватый полуподвал, где ели хозя́ева (Алексей Толстой. Пётр Первый).
По тому, как были разбросаны вещи, видно было, что хозя́ева убежали второпях и не могли унести с собой все пожитки (Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна).