Ударение в слове «опошлить» правильно следует поставить на гласный «о» второго слога: о-по́-шлить.
Интересующее нас слово в разговорной речи часто произносят с разным ударением:
Какой вариант постановки ударения является верным с точки зрения нормы современного русского литературного языка?
На какой слог ударение в слове «опошлить»?
Чтобы выяснить это, сначала определим количество гласных звуков, которые являются слогоообразующими. Разделим этот глагол совершенного вида на фонетические слоги:
Этот трехсложное слово имеет значение:
- Делать кого-л. пошлым, лишенным идейных запросов, нравственно ничтожным.
- Делать что-л. ничтожным, избитым, банальным.
Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Рус. яз., 2000
Смотрим на те остатки природы, которые ещё не успела опошлить цивилизация (И. В. Потапова. Я легко пишу стихи).
Как видим, устанавливается четкая семантическая связь с прилагательным «пошлый», которое следует произносить с ударным гласным «о» в корне:
Понаблюдаем за постановкой ударения в кратких формах этого качественного прилагательного:
- анекдот пошл;
- тема пошла́;
- содержание по́шло;
- шутки по́шлы.
Очевидно, что в кратких формах ударным является гласный «о» в корне, кроме формы женского рода, в которой ударение уходит на гласный окончания.
Отталкиваясь от произношения полной формы и большинства кратких форм прилагательного «по́шлый», установим, что согласно орфоэпической норме русского языка в производном глаголе сохраняется этот же ударный гласный.
Произношение этого глагола с ударением на гласном «и» третьего слога является просторечным, не соответствующим акцентологической норме современного русского литературного языка.
Упражнение в постановке ударения
Поупражняемся в правильном произношении исследуемого слова, прочитав примеры из художественной литературы.
Есть законы жизни, которые логически не сформулируешь, и, вероятно, не всегда даже надо пытаться это делать, чтобы не опо́шлить их кажущейся элементарностью (А. Н. Рыбаков. Приключения Кроша).
Он очень хорошо знает, что в публике нашей очень много фешенебельных читателей, и, рассчитывая на утонченность их аристократического вкуса, не щадит грубых красок, с очевидным желанием уронить и опо́шлить вместе с героем тот склад идей, который составляет общую принадлежность типа (Д. И. Писарев. Базаров).