Ударение в слове «КРЕМНЯ»

В сло­ве «крем­ня́», падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го «креме́нь», сле­ду­ет пра­виль­но поста­вить уда­ре­ние на глас­ную «я».

В раз­го­вор­ной речи мож­но услы­шать вари­а­тив­ное про­из­но­ше­ние инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва: «кре́мня» и «крем­ня́».

Какой вари­ант про­из­но­ше­ния пред­по­чти­тель­нее с точ­ки зре­ния орфо­эпии совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка?

Орфоэпия — (греч. ortos «пра­виль­ный» +  epos «речь») — раз­дел фоне­ти­ки, зани­ма­ю­щий­ся изу­че­ни­ем норм лите­ра­тур­но­го про­из­но­ше­ния.

Ударение в слове "кремня"

Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но поста­вить уда­ре­ние в сло­ве «крем­ня», опре­де­лим, что оно явля­ет­ся фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го «кре­мень», кото­рое в лите­ра­тур­ной речи пра­виль­но про­из­но­сит­ся с удар­ным  глас­ным вто­ро­го фоне­ти­че­ско­го сло­га:

кре-ме́нь.

Я слы­шал глу­хой стук желе­за об извест­ко­вый грунт и видел, как раз­ле­та­лись искры при уда­ре кир­ки о кремень, лежав­ший в глу­бин­ных водах (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).

Говорите, что хоти­те, я думаю, харак­те­ра у неё было боль­ше, чем у любой дру­гой девуш­ки: я думаю, по харак­те­ру она сущий кремень (Марк Твен. (Приключения Гекльберри Финна).

Слово «кре­мень», име­ю­щее нуле­вое окон­ча­ние, явля­ет­ся суще­стви­тель­ным муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния.

Понаблюдаем за обра­зо­ва­ни­ем падеж­ных форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го «кре­мень» и пра­виль­ной поста­нов­кой уда­ре­ния в них:

Ударение в слове "кремень"

Как видим, соглас­но акцен­то­ло­ги­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка в боль­шин­стве падеж­ных форм это­го суще­стви­тель­но­го голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный окон­ча­ния.

Слово «крем­ня» пра­виль­но про­из­но­сит­ся с удар­ным глас­ным «я» окон­ча­ния.

Поупражняемся в пра­виль­ной поста­нов­ке уда­ре­ния в рас­смат­ри­ва­е­мой сло­во­фор­ме:

Все зри­те­ли быст­ро пере­ве­ли гла­за со стрел­ка на его жерт­ву, но в этот миг, когда дол­жен был раз­дать­ся выстрел, послы­шал­ся толь­ко негром­кий щел­чок крем­ня́ по огни­ву (Джеймс Фенимор Купер. Пионеры).

Говоривший закрыл окно, выбил из крем­ня́ искру, зажёг лам­пу и кому-то про­тя­нул её (Александр Дюма. Сорок пять).

Произношение с удар­ным пер­вым сло­гом слов «кремень», «кремня», «кремню» и пр., быту­ю­щее в про­фес­си­о­наль­ной речи, явля­ет­ся неумест­ным в лите­ра­тур­ной речи.

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings