В слове «кремня», падежной форме существительного «кремень», следует правильно поставить ударение на гласную «я» второго слога.
В разговорной речи можно услышать вариативное произношение интересующего нас слова:
Какой вариант постановки ударения в слове предпочтительнее с точки зрения орфоэпии современного русского литературного языка?
На какой слог ударение в слове «кремня»?
Чтобы выяснить, как правильно поставить ударение в слове «кремня», определим, что оно является формой родительного падежа существительного «кремень», которое в литературной речи правильно произносится с ударным гласным второго фонетического слога:
Я слышал глухой стук железа об известковый грунт и видел, как разлетались искры при ударе кирки о кремень, лежавший в глубинных водах (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).
Говорите, что хотите, я думаю, характера у неё было больше, чем у любой другой девушки: я думаю, по характеру она сущий кремень (Марк Твен. (Приключения Гекльберри Финна).
Слово «кремень», имеющее нулевое окончание, является существительным мужского рода второго склонения.
Понаблюдаем за образованием падежных форм единственного и множественного числа существительного «кремень» и правильной постановкой ударения в них:
Как видим, согласно акцентологической норме русского литературного языка в большинстве падежных форм этого существительного голосом выделяется гласный окончания.
Примеры
Чтобы запомнить нормативное ударение в слове, поупражняемся, прочитав вслух примеры предложений:
Все зрители быстро перевели глаза со стрелка на его жертву, но в этот миг, когда должен был раздаться выстрел, послышался только негромкий щелчок кремня́ по огниву (Джеймс Фенимор Купер. Пионеры).
Говоривший закрыл окно, выбил из кремня́ искру, зажёг лампу и кому-то протянул её (Александр Дюма. Сорок пять).
Произношение с ударным гласным первого слога слов «кре́мень», «кре́мня», «кре́мню» и пр. бытует только в профессиональной речи. Такая постановка ударения не является нормативной в русском литературном языке.