ИзвИни или извЕни, как правильно пишется?

Слово «изви­ни» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в корне.

Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но пишет­ся, «извини» или «извени», опре­де­лим часть речи и фор­му это­го сло­ва.

Часть речи слова «извини»

Прошу еще раз, изви­ни меня за эти неосто­рож­ные сло­ва.

Рассматриваемое сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие и выра­жа­ет прось­бу, поже­ла­ние. По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам опре­де­лим, что оно явля­ет­ся фор­мой 2 лица един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «изви­нить».

Прошу чита­те­ля изви­нить меня, что я так часто повто­ряю фра­зу о вывер­ну­тых назад руках (М. Е. Салтыков-Щедрин. За рубе­жом).

В этих сло­вах без­удар­ным явля­ет­ся глас­ный в корне:

  • из-вин-и_ — приставка/корень/суффикс/нулевое окон­ча­ние;
  • из-вин-и-ть — приставка/корень/суффикс/окончание.

Какую бук­ву выбрать, «е» или «и»?

Правописание слова «извини»

Чтобы пра­виль­но напи­сать эти гла­голь­ные фор­мы, суще­ству­ют два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­но­го глас­но­го в корне:

  1. изме­не­ние само­го сло­ва;
  2. под­бор род­ствен­ных слов — с целью, что­бы сомни­тель­ный глас­ный стал удар­ным, напри­мер:

Извини

Извини — извините;

извинить — вина, виноватый, виновник, виноватость, извинение, извиняться, повинный, повинность.

Мы убе­ди­лись, что без­удар­ный глас­ный в корне инте­ре­су­ю­щей  нас гла­голь­ной фор­мы про­ве­ри­ли одно­ко­рен­ные сло­ва «повинный», «повинность».

В корне сло­ва «изви­ни» пишет­ся бук­ва «и».

Извини меня за мое любо­пыт­ство, а ты дав­но здесь живёшь?

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

  1. Татьяна says:

    Я окон­чи­ла шко­лу в 1972 г затем инсти­тут. И в учи­тель рус­ско­го язы­ка все­гда нам гово­ри­ла: сло­во ЛЕНЙКА совсем не зави­сит от про­ве­роч­но­го сло­ва ЛИНИЯ. Слово ЛЕНЙКА исклю­че­ние из пра­вил! Преподаватель была с боль­шим ста­жем рабо­ты! Что изме­ни­лось? Тоже и со сло­вом ИЗВЕНИ ему нет про­ве­роч­но­го сло­ва!

  2. Уважаемая Татьяна!
    Мы пред­по­чи­та­ем искать про­ве­роч­ные сло­ва и пред­ла­гать их уча­щим­ся ко мно­гим, так назы­ва­е­мым, «сло­вар­ным сло­вам» Очень часто мы обра­ща­ем­ся к эти­мо­ло­гии слов и с ого­вор­кой пред­ла­га­ем эти­мо­ло­ги­че­ски род­ствен­ные лек­се­мы в каче­стве про­ве­роч­ных. Это рас­ши­ря­ет кру­го­зор и зна­ния уча­щих­ся о сло­ве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings