Правописание слов «везти» и «вести»

В рус­ском язы­ке сосу­ще­ству­ют оба сло­ва: «вез­ти» и «вести».

При про­из­но­ше­нии сло­ва «вез­ти» и «вести» зву­чат абсо­лют­но оди­на­ко­во, посколь­ку в сло­ве «вез­ти» про­ис­хо­дит оглу­ше­ние звон­ко­го соглас­но­го [з] перед глу­хим соглас­ным [т]:

везти́ [в’ и с’ т’ и].

По этой при­чине в их напи­са­нии воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в выбо­ре бук­вы «з» или «с».

Чтобы пра­виль­но напи­сать эти гла­го­лы с раз­лич­ным зна­че­ни­ем, опи­ра­ем­ся на опре­де­лён­ный кон­текст их упо­треб­ле­ния. Такие сло­ва, зву­ча­щие оди­на­ко­во, но име­ю­щие раз­ное зна­че­ние и напи­са­ние, в рус­ском язы­ке явля­ют­ся омо­фо­на­ми.

Написание слова «вести»

Если сло­во име­ет зна­че­ние «идти рядом», «помо­гать кому-либо пере­дви­гать­ся», «застав­лять идти» и пр., то оно упо­треб­ля­ет­ся в сле­ду­ю­щих сло­во­со­че­та­ни­ях:

  • вести за руку ребен­ка, бабуш­ку, дедуш­ку;
  • вести маши­ну;
  • вести на верев­ке козу, коро­ву, осли­ка
  • вести себя при­лич­но;
  • вести  учёт, запи­си, днев­ник.

В таких слу­ча­ях этот гла­гол име­ет корень вес-:

вести́ — корень/окончание.

Слово «вести» в зна­че­нии «идти рядом», «помо­гать кому-либо пере­дви­гать­ся» и пр. пишет­ся с бук­вой «с» в корне.

Проверочное слово к слову «везти»

По смыс­лу выска­зы­ва­ния отли­ча­ем гла­гол «вести» от сло­ва «вез­ти».

Понаблюдаем, как оно исполь­зу­ет­ся в дру­гом кон­тек­сте:

  • вез­ти́ груз на машине;
  • вез­ти́ детей к морю;
  • вез­ти́ с собой удоч­ки, лыжи, ман­гал.

В таких рече­вых ситу­а­ци­ях сло­во «вез­ти́» име­ет пря­мое лек­си­че­ское зна­че­ние «пере­ме­щать­ся с помо­щью средств пере­дви­же­ния», «пере­во­зить кого-то или что-либо с собой».

Этот гла­гол в неопре­де­лен­ной фор­ме име­ет дру­гой корень:

везти́ — корень/окончание.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва «вез­ти» с бук­вой «з» в корне, име­ем в виду, что в рус­ском язы­ке мини­маль­ная зна­чи­мая часть сло­ва, в дан­ном слу­чае корень, сохра­ня­ет еди­ное напи­са­ние в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме или в подо­бран­ной одно­ко­рен­ной лек­се­ме, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных.

Убедимся в напи­са­нии бук­вы «з» в корне сло­ва «вез­ти», подо­брав к нему про­ве­роч­ное сло­во. С этой целью изме­ним грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­ла.

Проверим сомни­тель­ный соглас­ный «з» фор­мой гла­го­ла 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни:

вез­ти́ — везёт.

После про­ве­ря­е­мо­го соглас­но­го появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нил его зву­ча­ние.

Проверочное сло­во «везёт» дока­жет напи­са­ние бук­вы «з» в корне сло­ва «вез­ти».

Примеры

Тебе сле­ду­ет вести́ еже­днев­ник, что­бы выпол­нить все дела в срок.

Летом хочет­ся вез­ти́ детей к морю, что­бы укре­пить их здо­ро­вье.

Рано утром надо вести́ коро­ву на паст­би­ще.

На строй­ку тре­бу­ет­ся вез­ти́ маши­ну пес­ка и гра­вия.

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

  1. Venelina says:

    Очень полез­но. Спасибо боль­шое!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings