Проверочное слово к слову «выражение»

«Выражение» — это сло­вар­ное сло­во, в корне кото­ро­го пишет­ся бук­ва «а».

Чтобы опре­де­лить, как пишет­ся сло­во «выра­же­ние» или «выро­же­ние», с бук­вой «а» или «о», к нему потре­бу­ет­ся про­ве­роч­ное сло­во.

При про­из­но­ше­нии в корне сло­ва «выраже́ние» наблю­да­ет­ся без­удар­ный глас­ный:

выраже́ние — корень/суффикс/окончание

Что писать, бук­ву «о» или «а»?

Проверяем букву «а» в слове «выражение»

Чтобы пра­виль­но напи­сать инте­ре­су­ю­щее нас сло­во с без­удар­ным глас­ным в корне, мож­но посту­пить дво­я­ко: или подо­брать род­ствен­ное сло­во, или изме­нить его грам­ма­ти­че­скую фор­му, в кото­рой нуж­ный звук ока­жет­ся под уда­ре­ни­ем.

Понаблюдаем, как мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем сомни­тель­ные глас­ные в корне слов:

  • река́, речно́й — ре́ки, ре́ченька;
  • сторо́жка — сто́рож;
  • доли́на — дол;
  • небе́сный — не́бо;
  • дари́ть — дар, пода́рок;
  • седло́ — сёд­ла.

Аналогично к суще­стви­тель­но­му «выра­же­ние» под­би­ра­ем про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных лек­сем:

  • вырази́тельный образ;
  • вырази́тельно посмот­реть;
  • вы́разить жела­ние;
  • понят­но вы́разить­ся;
  • вырази́тель надежд и чая­ний;
  • вырази́тельница;
  • выража́ть мне­ние;
  • выража́ться.

Как видим, во всех род­ствен­ных сло­вах про­ве­ря­е­мый глас­ный в корне -выраз-/-выраж- так и остал­ся без­удар­ным.

Анализируем раз­лич­ные фор­мы одно­ко­рен­ных слов:

  • он вы́разит;
  • ты вы́разишь;
  • она выража́ет;
  • вы́разив­ший надеж­ду;
  • выража́я отно­ше­ние.

И этот при­ем про­вер­ки тоже не дал поло­жи­тель­но­го резуль­та­та.

Вывод:

Слово «выра­же­ние» явля­ет­ся сло­вар­ным. Написание бук­вы «а» в его корне сле­ду­ет запом­нить.

В слу­чае затруд­не­ния в напи­са­нии ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва обра­ща­ем­ся к орфо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

Примеры

Лицо его при­ня­ло выра­же­ние угрю­мое и холод­ное; гла­за подо­зри­тель­но насто­ро­жи­лись (И. С. Тургенев. Гоголь).

Он, с мрач­ным выра­же­ни­ем в гла­зах, как бы про­смат­ри­ва­ет раз­ло­жен­ные перед ним бума­ги (А. Ф. Писемский. Подкопы).

Когда мы гово­рим о пере­хо­де от новой исто­рии к сред­не­ве­ко­вью, то это есть образ­ный спо­соб выра­же­ния (Н.А. Бердяев. Новое сред­не­ве­ко­вье. Размышления о судь­бе России).

Потом на зна­ко­мом ей фран­цуз­ском язы­ке, незна­ко­мым язы­ком было что-то ска­за­но: стро­гие выра­же­ния (Б. Л. Пастернак. Детство Люверс).

Оцените урок!

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings